В родословных царей (и не только мифических) бывает немало загадок; то же можно сказать и о родословной Амфиона и его брата Зета. Их мать Антиопа была якобы дочерью фиванского царя Никтея и вопреки его воле вышла за сикионского царя Эпафа или Эпопея. Однако по другой версии, она была дочерью речного бога Асопа, обитавшего в одноименной реке в Беотии. Так или иначе, она отличалась такой красотой, что привлекла внимание самого Зевса. Доказательством этого внимания явились близнецы Амфион и Зет.
Рождение Зевсовых сыновей отнюдь не привело Антиопу в восторг, и из страха перед гневом своего супруга она оставила их в лесной чаще, рассчитывая, что Зевс позаботится об их судьбе. Так оно и вышло: их подобрал какой-то пастух, взял к себе и вырастил должным образом. У этих двух статных парней не было ничего общего, кроме внешнего сходства. Амфион был кроткий и нежный и больше всего на свете любил музыку. Силача Зета интересовали только охота и оружие. Братья понятия не имели о своем происхождении и жили каждый на свой лад, но дружно.
Антиопа же вскоре после их рождения попала в руки фиванского царя Лика и его жены Дирки, которая приходилась Антиопе двоюродной сестрой и ненавидела ее так, как могут ненавидеть только родственники. Дирка добилась от мужа, чтобы Антиопу заключили в темницу. Там Антиопа промаялась довольно долго, так как Зевс к тому времени уже успел подзабыть ее. Однако впоследствии он помог ей сбежать в горы, где (какие только совпадения не случаются на свете!) она нашла убежище у того самого пастуха, который воспитал ее сыновей.
Прежде чем все могло объясниться, в дверях пастушьей хижины появилась Дирка, заблудившаяся в лесу во время Дионисовых празднеств. Как только она увидела Антиопу, в ней вспыхнула старая ненависть. Дирка назвала ее беглой рабыней и потребовала, чтобы Амфион и Зет схватили ее и привязали к рогам дикого быка. Братьям это не понравилось, но ослушаться царицы они не посмели. В последний момент, когда они уже собирались связать несчастную женщину, пастух сообщил им, что это их мать. В гневе от мысли, что они чуть было не совершили по вине Дирки преступление, братья предали ее той самой смерти, которую она уготовила их матери.
Наказав Дирку, братья отправились в Фивы, чтобы разделаться и с царем Ликом. Они безжалостно убили его, а фиванцы, долго страдавшие под властью Лика, провозгласили их царями. Затем братья решили обнести город могучими стенами. Зет таскал и складывал огромные камни, которые были бы непосильными даже для титанов. Амфион же, не могущий тягаться силой с братом, использовал для защиты города свое искусство. Из его золотой лиры, подаренной Аполлоном, полились такие чарующие звуки, что камни сами укладывались в ряд, строя стену.
Слава об Амфионе и Зете разнеслась далеко за пределы городских стен. Узнали о ней и за морем, которое тогда еще не называлось Эгейским, и могучий царь Тантал из лидийского Сипила отдал Амфиону в жены свою дочь Ниобу. Амфион жил с ней так же счастливо, как Зет со своей женой Аэдоной, пока гордыня Ниобы не навлекла на нее гнев богов. Узнав, что боги покарали Ниобу гибелью всех ее сыновей и дочерей, Амфион пронзил себя мечом.
Миф об Амфионе, Зете и их матери Антиопе — очень древнего происхождения, он упоминается уже в «Одиссее». Однако, насколько нам известно, впервые он был изложен в законченном виде лишь в начале нашей эры Овидием в его «Метаморфозах» — именно в таком виде он осознается и сегодня. Пожалуй, в мифологии любых других народов нет более впечатляющего примера волшебной силы искусства, чем миф об Амфионе. У греков его превосходит лишь миф об Орфее.
Амфион и Зет представлены в вазописи 5 в. до н. э., наиболее же известна крупнейшая из сохранившихся античных скульптур «Наказание Дирки» родосских скульпторов Аполлония и Тавриска (сер. 2 в. до н. э., находится в Национальном музее в Неаполе). Понятно, что, будучи музыкантом, Амфион привлекал к себе именно своих собратьев по искусству, особенно композиторов барокко и рококо. В 1929 г. французский композитор А. Онеггер написал мелодраму «Амфион».