Амфитрион, греч. — царь Тиринфа, сын царя Алкея и его жены Лисидики, неродной отец Геракла.
Стал одним из известнейших персонажей античных мифов, но не по причине геройских подвигов или, наоборот, трусости — причина вообще от него не зависела. Вновь и вновь он оживает в романах и на подмостках как образец обманутого мужа. Хотя его случай вовсе не типичен: он был обманут верной супругой. Но и супругу, Алкмену, трудно в чем-нибудь винить: во-первых, ее соблазнил сам Зевс, во-вторых, она об этом и не догадывалась, так как Зевс принял облик Амфитриона. В итоге Алкмена стала матерью Геракла, величайшего героя греческих мифов, а Амфитрион — рогоносцем. Алкмена родила от Амфитриона и собственного его сына — Ификла.
Когда Ж. Жироду дописал своего «Амфитрион», он назвал его «Амфитрион-38», полагая, что он — 38-й автор, разрабатывающий эту тему. Однако еще сто с лишним лет назад, в 1866 г., К. фон Райнхардштётнер насчитал куда большее число. Древнейшая из сохранившихся трагикомедий об Амфитрионе принадлежит Плавту (3—2 вв. до н. э.). Из драматургов нового времени назовем Ж.-Б. Мольера (1668), Г. фон Клей- ста (1807), О. Фишера (1919), Ф. Михаэля (1944), Г. Кайзера (1948), Г. Фигейреду (1944, «Бог переночевал в доме»). Оперы, посвященные Амфитриону, написал ряд композиторов от 17 в. до наших дней: Г. Пёрселл, А. Э. Гретри, Э. Вольф-Феррари («Кукушка», 1943), а в самое последнее время — Р. Обуссье, Г. Клебе и Б. Папандопуло.
Русская традиция милосердна к Амфитриону: после перевода на русский мольеровского «Амфитриона» его имя стало синонимом гостеприимного, хлебосольного хозяина.
Амфитрион нарицательно — гостеприимный, хлебосольный хозяин, например, у М. Ю. Лермонтова в «Тамбовской казначейше» (1837—1838):
Амфитрион был предводитель —
И в день рождения жены,
Порядка ревностный блюститель,
Созвал губернские чины…