Даная, греч. — дочь аргосского царя Акрисия и его жены Эвридики, мать Персея.
Была так прекрасна, а главное, у нее были такие красивые ноги, что сам Зевс влюбился в нее и пожелал иметь от нее сына. С другой стороны, отцу Данаи было предсказано, что он погибнет от руки своего внука, и поэтому Акрисий заточил Данаю в подземелье, подальше от мужчин. Чтобы проникнуть к ней, Зевс проявил всю свою изобретательность и всемогущество: он превратился в золотой дождь, через щели в потолке пролился в подземную тюрьму Данаи и спустя положенное время стал отцом Персея, будущего героя.
Узнав, что внук у него все-таки родился, Акрисий велел заколотить Данаю с сыном в большой ящик и бросить в море. Но сыну Зевса и его матери не было суждено утонуть. Морские волны прибили ящик к острову Серифу (архипелаг Киклады), где его выловил рыбак Диктис, брат серифского царя Полидекта. Полидект начал оказывать красавице Данае всевозможные знаки внимания, особенно когда узнал, что она была возлюбленной самого Зевса. Хотя Даная давала ему понять, что она к нему, мягко говоря, равнодушна, Полидект настойчиво продолжал свои ухаживания, будучи уверенным в своей неотразимости. Долгие годы он сулил ей всевозможные блага, в том числе свою руку, но неизменно получал отказ. Наконец, потеряв терпение, Полидект готов был прибегнуть к насилию, но к этому времени Персей уже мог постоять за свою мать.
Тут даже Полидект сообразил, что ему необходимо избавиться от Персея. Усомнившись для виду в божественном происхождении Персея, Полидект спровоцировал юношу на заявление, что он способен совершить подвиг, непосильный для обыкновенного смертного. Тогда Полидект послал его за головой Горгоны Медузы, уверенный, что попытка выполнить это поручение будет стоить головы самому Персею.
Однако благодаря своей отваге и помощи богов Персей это поручение выполнил (об этом — в соответствующей статье) и вернулся на Сериф в самое время. Его матери пришлось скрываться от настырного Полидекта в храме Зевса, окруженном царскими воинами, готовыми при первой возможности схватить Данаю и отвести к царю. Дожидаясь привода Данаи, Полидект между тем пировал во дворце со своими друзьями. Однако вместо Данаи он вдруг увидел Персея, который заявил, что поручение им выполнено. Появление Персея напугало царя: он ведь думал, что Персей давно погиб. Однако быстро пришел в себя и с издевательским смехом предложил Персею предъявить доказательства. Это были последние его слова. Персей отвернулся, достал из сумки голову Медузы — и в тот же миг Полидект и все пирующие превратились в камень.
Предоставив правление Серифом брату Полидекта Диктису, Персей вернулся с матерью в родной Аргос. Акрисий поспешил сбежать оттуда, как только услышал о их возвращении, и Даная спокойно и счастливо жила до самой смерти в замке, в подземной тюрьме которого провела свою молодость.
Такова самая известная версия мифа, обработанная Овидием в «Метаморфозах». Согласно Вергилию (в «Энеиде»), ящик с Данаей и Персеем приплыл вовсе не к Серифу, а к италийским берегам, где его выловил латинский царь Пилумн, впоследствии женившийся на Данае. Вместе они основали город Ардею, где у них родился сын Давн, будущий отец рутульского царя Турна.
К сожалению, античные изображения Данаи не помогают нам по достоинству оценить ее красоту, пленившую самого Зевса. И на вазах (три из них находятся в Санкт-Петербурге), и на римской копии эллинистической статуи 3—2 вв. до н. э., которую долго считали изображением Алкмены, — повсюду Даная выглядит не лучше и не хуже любой другой женщины.
Первым из европейских художников Данаю изобразил Мабюс (нач. 16 в.), но у него она заточена в башне с довольно большими окнами. Корреджо и Тинторетто изобразили ее в виде соблазнительной красавицы, большинство других европейских мастеров последовало их примеру; только Бёрн-Джонс изобразил в 1872 г. унылую пленницу металлической башни. Тициан написал сразу три «Данаи», одна из них (ок. 1554) находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, там же хранится «Даная» Рембрандта — это позволяет сравнить представления двух великих художников о Данае.
В Праге когда-то хранились две знаменитые картины «Даная» кисти Корреджо и Тинторетто. Однако «Даная» Корреджо сложным путем (через Стокгольм, Лондон и Париж) попала из галереи Пражского Града на римскую Галерею Боргезе, а «Даная» Тициана по кратчайшему пути была переправлена в Вену, в Художественно-исторический музей, где вдохновила Р. Штрауса на оперу «Любовь Данаи» (1940).