Родом он был из Метимны на острове Лесбос, отцом его считался, по одним сведениям, бог Посейдон, по другим — некто Куклей, о котором ничего, кроме имени, не известно. После успешного турне по Сицилии и Южной Италии, оказавшегося выгодным и в финансовом отношении, Арион нашел в Таренте корабельщиков, согласившихся отвезти его в Коринф.
Однако в открытом море корабельщики сговорились убить его и ограбить. Узнав об этом, Арион предложил им все свои деньги, только бы они оставили его в живых. Но те боялись разоблачения и поэтому поставили его перед выбором: совершить самоубийство — и тогда они похоронят его по всем правилам после прибытия в порт — или броситься в море.
После длительных переговоров Арион выбрал второй вариант, но попросил разрешения еще раз спеть и сыграть на лире, а потом уже кинуться в море.
И все же он не утонул: его пение и музыка приманили к кораблю стаю дельфинов, один из них взял Ариона на спину и благополучно доставил на берег у мыса Таинар.
Уильям Адольф Бужеро. Арион на морском коне (1855)
О чудесном спасении Ариона в давние времена рассказывалось много различных преданий (здесь излагается версия Геродота, который относит происшедшее ко временам коринфского правителя Периандра, ок. 660—585 до н. э.). Только это и дает основания включить Арион в число мифических или полумифических героев. Биография Ариона и его стихотворения нам неизвестны, но его историческое существование во все времена не подвергалось сомнению. Греки считали его создателем дифирамба, т. е. культового гимна в честь бога Диониса, из которого впоследствии развилась греческая трагедия.
Арион — Альбрехт Дюрер
Античных изображений Ариона до нас дошло мало: несколько рисунков на вазах (да и то идентичность Ариона на них не бесспорна) и сравнительно поздних мозаик. Зато его история вдохновила ряд художников нового времени, разрабатывавших ее в духе традиции, например П. П. Рубенса (картина «Арион, спасенный дельфинами» написана, по-видимому, после 1630), Ф. Буше («Арион с лирой», ок. 1730). Ф. Малипьеро сочинил в 1913 г. симфоническую поэму «Арион».
Нетрадиционно трактует общеизвестный сюжет А. С. Пушкин: на его «Арион» (1827) — отпечаток личной судьбы поэта и судьбы его друзей. Стих Пушкина — аллюзия на состояние автора после поражения декабристов 1825 года.
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
В наше время на страницах естественнонаучных публикаций мы начали вновь встречаться с темой «Арион и дельфин» (и с аналогичными преданиями о спасении Эуала с Лесбоса и его возлюбленной, Посейдонова сына Таранта, Меликерта и др.).
На основании результатов исследования жизни дельфинов некоторые ученые допускают, что легенда может иметь рациональное ядро.
Также имя «Ареон» (Арейон) в мифологии греков носил один божественный конь. Матерью Ареона-коня была богиня Деметра, превратившаяся в кобылицу, чтобы укрыться от бога Посейдона, но была им «покрыта». Морской властелин преследовал Деметру во время ее поисков потерянной дочери Персефоны.
Как пишет Википедия: «Уставшая и отчаявшаяся от бесплодных поисков Деметра менее всего была расположена к любовным утехам — она превратилась в кобылицу и укрылась в табуне лошадей, принадлежавших аркадскому царю Онку. Однако ей не удалось обмануть Посейдона, который, превратившись в жеребца, покрыл ее. От этого возмутительного союза родились дикий конь Арион и нимфа Деспина…»
Божественный конь Арион умел разговаривать человеческим голосом, хозяином его был Иолай. Вергилий упоминает о потомках коня – сына Посейдона.
По другой версии, Арион был сыном Гефеста. Благодаря Гераклу конь не погиб в походе семерых против Фив, так как герой выпросил его у Онкия для похода на элейцев.