Аттис (Аттид) — имя двух царей и одного пастуха из греческих мифов.
Первый из них был сыном Геракла и лидийской царицы Омфалы. После смерти матери Аттис стал царем, от него вели свой род лидийские цари. У Геродота мы встречаем еще одного Аттиса: он был сыном царя Манеса и имел сына Тиррена, который в голодные годы переселился с частью лидийского населения в Италию. Этих переселенцев стали называть тирренами (или, по-латыни, этрусками).
Фригийский пастух Аттис был сыном нимфы Наны, которая родила его после того, как съела несколько плодов миндаля. Аттис был так прекрасен, что в него влюбилась богиня Кибела. Когда он праздновал свадьбу с дочерью фригийского царя в Песинунте, в пиршественный зал внезапно вступила Кибела, чтобы увести его с собой. Все гости в паническом страхе разбежались. Аттис сбежал в горы, с отчаяния оскопил себя под высокой сосной и умер; из его крови выросли фиалки. Следуя его примеру, все жрецы Кибелы должны были стать евнухами.
Фото: мужской салон красоты «Аттис»
В Грецию (а оттуда в Рим) миф об Аттисе пришел из Малой Азии, где Аттиса почитали как бога, как символ возрождения и умирания природы. Сосна считалась символом зимы, когда природа мертва, а фиалки — символом возвращающейся весны, когда все в природе оживает. Фригийцы и лидийцы устраивали в честь Аттиса дикие оргии на лоне природы и в храмах богини Кибелы. В Греции его культ сливался с культом Диониса, а в Риме к тому же и с культом Осириса.
В своем эпиллионе (небольшой поэме) «Аттис» Катулл, в отличие от традиционной версии, считал Аттиса молодым греком. Аттис и Кибела изображены на нескольких дошедших до нас вазах, но чаще — на рельефах эллинистических и римских саркофагов.