Аякс (Аянт, Эант), греч. — имя двух славных героев троянской войны, бесславно кончивших свою жизнь. Один из них был огромного роста, другой — небольшого и соответственно их называли «Аякс Большой» и «Аякс Малый».
Аякс Большой (Теламонид) был сыном саламинского царя Теламона и самым могучим и храбрым из ахейских воинов после Ахилла. Три из его многочисленных подвигов остались в памяти последующих поколений. Аякс первым из ахейцев принял вызов Гектора на поединок и сражался с ним на равных, пока героев не разделила ночь. Он мужественно защищал ахейские корабли от троянцев, когда Гектор хотел их поджечь, и продержался в одиночку до тех пор, пока Ахилл не прислал на помощь свое войско во главе с Патроклом. Третьим из его славных подвигов было спасение тела Ахилла. После ожесточенного боя, прикрываемый Одиссеем, Аякс Большой принес тело Ахилла в греческий лагерь. Несмотря на силу, храбрость, открытый и честный характер, Аякс не имел большого веса в военном совете: он был человеком дела, и его физические способности явно преобладали над умственными.
Аякс не дождался победного конца троянской войны. По трагическому стечению обстоятельств, причиной его смерти стал именно последний его подвиг. Фетида, мать Ахилла, рассудила, что доспехи ее сына, изготовленные самим Гефестом, должны достаться тому, кто больше всех отличился в спасении тела Ахилла. Похоже, что Аякс и Одиссей в равной мере могли претендовать на доспехи убитого героя. Сведения об их споре противоречивы. Определенно известно лишь, что доспехи достались Одиссею, а Аякс кончил жизнь самоубийством.
Кадр из фильма «Троя» (2004), в роли Аякса Большого – актер Тайлер Мэйн.
Согласно одной из версий, на войсковом собрании было решено, что оружие достанется тому, кого пленные троянцы назовут своим злейшим врагом. Троянцы назвали Аякса; однако при подсчете голосов главнокомандующий Агамемнон фальсифицировал результаты, не без основания считая, что решение троянцев продиктовано желанием насолить Одиссею, от которого они видели больше всех зла. Победителем был назван Одиссей. Аякс пришел в ярость и так долго размышлял над коварством Агамемнона, что у него ум зашел за разум — ничего удивительного, особенно если учесть, что он до глубокой ночи пытался утопить свое горе в вине. В конце концов, Аякс отправился к Агамемнону, чтобы свести с ним счеты. Однако по дороге он забрел по ошибке в загон для скота. Вообразив, что перед ним Агамемнон со своей дружиной, он набросился на спящих пастухов и всех их перебил вместе со скотом. Утром, протрезвев от вина и гнева, он ужаснулся своего поступка, ушел из лагеря на берег моря и там бросился на собственный меч.
По другой версии, арбитрами в этом споре были не пленные троянцы, а сами греки. Оба героя изложили свои притязания перед общевойсковым собранием: но Аякс сделал это так неуклюже, а Одиссей с таким ораторским искусством, что оружие было присуждено Одиссею. Большой Аякс, привыкший побеждать на поле боя, не снес своего поражения в ораторском поединке. «Никто не одолеет Аякса, кроме самого Аякса!» — воскликнул он и пронзил свою грудь мечом.
Самоубийство Аякса Большого.
Аякс Малый был сыном локрийского царя Оилея (Оилид). Несмотря на малый рост и буйный и дерзкий нрав, он был отличным воином, а в метании копья с ним мог сравниться только критский царь Идоменей. Он носил только «броню полотняную», поэтому обычно сражался бок о бок со своим могучим тезкой, который прикрывал его своим щитом. Больше всего он отличился при защите стены, которой был обнесен ахейский лагерь. Успешно отражая многочисленных врагов, он отступил лишь тогда, когда Сарпедон сорвал зубец со стены, а Гектор проломил ворота. Аякс Малый был также одним из воинов, которые в «троянском коне» попали в Трою и взяли штурмом укрепленный дворец Приама. После падения Трои Аякс обесчестил Кассандру у алтаря Афины, и разгневанная богиня не простила ему этого. Когда Аякс возвращался со славой и с богатой добычей, у острова Эвбея, за которым уже виднелась его родная Локрида, Афина наслала на мореходов бурю, и корабль Аякса разбился о скалу. Однако Посейдон сжалился над Аяксом и повелел волнам вынести его на берег. Оказавшись на берегу, Аякс призвал своих попутчиков смело брать пример с него — ведь только собственная сила и отвага помогли ему спастись. Бахвальство Аякса вывело Посейдона из себя, он расколол своим трезубцем скалу, на которой стоял Аякс, тот упал в море и погиб.
Таков был конец обоих Аяксов: могилой одного из них стало море, второго — высокий курган на берегах Дарданелл (по крайней мере, так утверждает послегомеровская традиция). В 1873 г. эту «могилу Аякса» исследовала Софи Шлиман, жена открывателя Трои. Она не нашла там человеческих останков, зато обнаружила, что основание могилы составляет кольцевидное сооружение из камня, напоминающее описание могил в «Илиаде»: «Кругом означил народ ахейский могилу, основание выложил камнем, после курган высокий насыпал из глины».
На фото: матч чемпионата Нидерландов с участием клуба «Аякс».
Имя Аякса Большого до сих пор живет как символ силы в классических поговорках, в названиях мощных устройств (например, так назывался первый чешский паровоз в 1841 г.) и спортивных клубов. До нас оно дошло главным образом благодаря «Илиаде» Гомера и «Метаморфозам» Овидия. Однако сохранилась и ранняя трагедия Софокла «Аякс» (30-е гг. 5 в. до н. э.). Светоний сообщает, что одноименную трагедию написал и римский император Август, имевший обыкновение сочинять в бане при купанье: «3а трагедию он было взялся с большим пылом, но не совладал с трагическим слогом и уничтожил написанное; а на вопрос друзей, что поделывает его Аякс, он ответил, что Аякс бросился на свою губку». Из этого можно судить, что Август был самокритичен, чего никак не скажешь о большинстве властителей.
Аяксы (Теламонид и Оилид) изображены на многочисленных античных вазах и нескольких рельефах. Наиболее популярны мотивы «Аякс играет с Ахиллом в кости», «Самоубийство Аякса», «Бой Аякса с Гектором», «Спор об оружии», «Аякс Теламонид с телом Ахилла», «Бой Аякса с Энеем», «Аякс в царстве мертвых», «Аякс Малый с Кассандрой».
«Аякс играет с Ахиллом в кости»
К сожалению, не сохранилась знаменитая картина древнегреческого живописца Паррасия «Спор Аякса и Одиссея об оружии Ахилла» (2-я пол. 5 в. до н. э.), поэтому придется довольствоваться лишь историческим анекдотом о ней. Паррасий представил эту картину на конкурс, однако победу в нем одержал Тиманф. Как высказался Паррасий, он сожалел об этом «не ради себя, а ради Аякса, который вот уже второй раз был побежден недостойным».
Художники нового времени обращались к этим образам сравнительно редко: «Аякс и Кассандра» Рубенса (1617), статуя Аякса Большого работы Кановы (ок. 1800) и немногие другие работы.