Демофонт (Демофон) — в греческой мифологии их по меньшей мере два, не считая малозначительные фигуры с тем же именем.
О Демофонте, сыне элевсинского царя Келея и его жены Метаниры, уже говорилось в статье «Деметра». Деметра хотела сделать ребенка бессмертным, но, напуганная возгласом Метаниры, уронила Демофонта в огонь, и он сгорел. Тогда Деметра открылась его родителям (до тех пор она играла роль старушки, взявшейся нянчить Демофонта) и выразила сожаление, что ей не удалось осчастливить ребенка. В более поздних мифах Демофонт слился со своим братом Триптолемом, которого Деметра научила выращивать хлеб.
На фото: сцена из спектакля «Демофонт» Чезаре Лиеви.
Второй Демофонт был сыном и преемником Тесея, участвовал в троянской войне и вместе со своим братом Акамантом освободил мать Тесея Эфру, которую Елена во время бегства с Парисом увела с собой в Трою как рабыню. Возвращаясь из-под Трои, Демофонт влюбился во Фракии в царскую дочь Филлиду и обручился с ней. В Афинах он задержался слишком долго, и Филлида, решив, что он ее забыл, покончила с собой. Еще Демофонт прославился тем, что после смерти Геракла предоставил убежище его матери и потомкам, которых преследовал микенский царь Эврисфей. Не испугался он даже войны, которую объявил ему Эврисфей, и в сражении под стенами Афин разбил и взял в плен микенского царя.
На фото: бабочка Археопрепона демофонт.
Обоих Демофонтов в мифах ждала примерно одинаковая судьба. Элевсинский Демофонт частично слился с образом своего брата Триптолема; афинский Демофонт полностью исчез из некоторых версий мифа о Тесее, в других иногда сливается с братом Акамантом (историю Филлиды иногда связывают с Акамантом). И в античном, и в европейском изобразительном искусстве мы с ними почти не встречаемся; картина Берн-Джонса «Филлида и Демофонт» (1870) — одно из немногих исключений. Афинскому Демофонту, по крайней мере, везло со сценой: оперы «Демофонт» написали Глюк (1742), чешские композиторы Кожелух (1772) и Мысливечек (1769). Поэтическая трагедия «Демофонт» принадлежит перу Ломоносова.