Елена (Гелена), самая красивая женщина в мире, ставшая причиной Троянской войны

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Елена (Гелена), греч. — дочь Зевса и Леды, прекраснейшая из смертных женщин.

Леда была женой спартанского царя Тиндарея и родила ему дочь Клитеместру и сына Кастора. Но, кроме того, Леда пленила своей красотой Зевса и от него тоже родила двоих детей: Елену и Полидевка. Тиндарей благоразумно не стал возражать против приумножения его семьи Зевсом и воспитывал всех детей, и своих, и чужих, наилучшим образом. С сыновьями у него проблем не было: оба стали славными героями и попали на небо в виде созвездия Близнецов, или Диоскуров. С Клитеместрой все было в порядке, пока она не вышла замуж за Агамемнона. А вот Елена потрепала нервы своим близким.

Картина Антонио да Корреджо «Леда и лебедь», 1531.

Елена была еще подростком, а о ее красоте уже пошла такая слава, что афинский царь Тесей с помощью своего друга Пирифоя похитил ее. Правда, Кастор и Полидевк вскоре освободили сестру и вернули ее домой. Спустя некоторое время в Спарте появились новые претенденты на ее руку, потом еще и еще. В конце концов, там собрались чуть ли не все ахейские цари и царевичи, которым приспичило жениться. Их споры из-за Елены грозили ввергнуть в войну всю Грецию. Катастрофу предотвратила идея царя Итаки Одиссея, по тем временам весьма оригинальная. Хитроумный Одиссей предложил Тиндарею пренебречь всеми династическими и политическими соображениями и предоставить Елене право выбора: пусть подберет себе жениха по своему вкусу. А остальные женихи поклянутся признать ее выбор, не поднимать оружия против ее избранника и даже прийти ему на помощь, если таковая понадобится.

Картина Франческо Приматиччо «Похищение Елены», 1530–1539.

Счастливцем (или несчастливцем — трудно сказать), на котором остановилась Елена, оказался Менелай, брат Агамемнона. После свадьбы у них родилась дочь Гермиона, потом умер Тиндарей, и Менелай взошел на его трон. Все шло тихо-мирно, и ни Елена, ни Менелай не подозревали, что готовит им судьба.

Все началось со свадьбы фтийского царя Пелея с морской богиней Фетидой, на которой гуляли все боги. В пещеру кентавра Хирона, где проходила свадьба, не пригласили только богиню раздора Эриду, известную своим склочным характером. Оскорбленная Эрида все-таки умудрилась затеять склоку, проявив тонкое понимание женской психологии: она подбросила на пир золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей!» так, что оно оказалось между Герой, Афиной и Афродитой. К яблоку тут же потянулись три руки — естественно, каждая из богинь считала себя самой красивой. Разгорелся спор, в решение которого даже верховный бог предпочел не вмешиваться. Предвидя осложнения, он велел Гермесу взять яблоко раздора и вместе с тремя богинями отправиться на гору Иду под Троей, где живет пастух по имени Парис. Вот он пусть и решит спор, как большой ценитель женской красоты.

Пастух Парис (он же Александр) в действительности был царским сыном (об этом рассказано в отдельной статье). Увидев вестника Зевса, Парис оробел и хотел было бежать, но сообразил, что от Гермеса далеко не уйдешь. Парис выслушал его приказ. Взяв яблоко, он стал внимательно разглядывать богинь: все три показались ему одинаково прекрасными. Он долго думал и пришел к решению только после того, как каждая из богинь посулила ему что-то — т. е. пошел по пути, осуждаемому человеческими законами и судами. Гера обещала ему власть над всей Азией, Афина — воинскую славу, Афродита — прекраснейшую из смертных женщин в жены. Парис вручил яблоко Афродите.

Картина Питера Пауля Рубенса «Суд Париса», 1639.

О Елене Парис тогда еще понятия не имел, но это уже было делом Афродиты. По воле судьбы Парис вскоре пришел в Трою, был узнан, признан и по рекомендации Афродиты отправился в Спарту, знаменитую красотой своих женщин.

Царь Менелай принял Париса и сопровождавшего его Энея с почестями, достойными гостей из славной Трои. На пиру в честь троянцев Менелай представил их Елене. Очутившись лицом к лицу с прекраснейшей из женщин, Парис тут же возгорелся любовью к ней. Елене он тоже понравился. На другой день Менелай извинился перед гостями; неотложные дела призывали его на Крит. Он пожелал гостям приятного времяпрепровождения, а Елене наказал заботиться о гостях и выполнять все их пожелания. Если Елена истолковала наказ супруга слишком широко, то виновата в этом прежде всего богиня любви Афродита. Она пробудила в Елене такую любовь к Парису, что та забыла о супруге, о дочери, о родине и тайно отплыла с ним в Трою.

Получается, что Елена ушла с Парисом добровольно. Но другая версия утверждает, что Парис принудил ее к этому и даже похитил силой. Неизвестно также, отплыли ли они прямо в Трою. Говорят, они сначала отбыли в свадебное путешествие в Египет, потом провели какое-то время в Сидоне и только через несколько лет прибыли в Трою. Как бы то ни было, Елена исчезла из Спарты — а вместе с нею и царская сокровищница.

Кадр из фильма «Троя» 2012 года: Парис (Орландо Брум) и Елена (Диана Крюгер).

Естественно, Менелай этого не потерпел и отправился в Микены, к своему брату Агамемнону, за советом и помощью. Агамемнон посоветовал ему взять с собой Одиссея и попытаться решить дело с троянским царем Приамом по-доброму, а если Приам откажется вернуть Елену и спартанскую казну, то пригрозить ему войной. Приам отказал Менелаю в его требованиях, и Агамемнон перешел от угроз к делу: попросил помощи у всех ахейских царей, которые некогда обещали помогать Менелаю как супругу Елены (как видите, эта оговорка оказалась весьма дальновидной), а также к другим дружественным державам. Откликнулись все — явились лично или послали своих сыновей, и каждый привел с собой войско. В поход против Трои отправилась стотысячная союзная армия, возглавляемая Агамемноном.

Так началась из-за Елены и Париса долгая, кровавая война, закончившаяся гибелью Трои и лучших ахейских мужей. Елена вскоре пожалела о своем поступке, принесшем столько бед ее старой и новой родине. Правда, царь Приам никогда и ни в чем не упрекал ее, но она знала, что вся Троя ненавидит ее, видя в ней причину войны. Каждая женщина, потерявшая мужа или сына, всем своим видом давала ей это понять. К тому же Елена быстро отрезвела от любви к Парису, так как оказалось, что он отнюдь не был ее идеалом мужчины. Конечно, Парис был красавец и тщательно следил за своей внешностью, но в остальных отношениях не шел ни в какое сравнение с ее первым мужем. За время войны ее чувства охладели, и на смену им пришло презрение. В бою Парис не всегда отличался отвагой, а мужчина, который не ведет себя мужественно, в глазах женщины теряет все.

Картина Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», 1773.

Парис, правда, имел в войне немало успехов; но ни один из них не был достигнут благодаря его личной отваге. Он даже убил величайшего ахейского героя Ахилла, но не в единоборстве, а выпущенной из укрытия стрелой, полет которой направлял бог Аполлон. Его самого ждала подобная же смерть: когда он прохаживался по городским стенам, отравленная стрела, выпущенная Филоктетом, нанесла ему неизлечимую рану. Тяжко мучаясь, Парис сбежал из Трои на гору Иду и умер там, покинутый всеми. Его бывшие друзья-пастухи нашли его, скорченного, в кустах и устроили ему скромные похороны. Елена не пришла к его погребальному костру: она тем временем утешилась с младшим братом Париса, Деифобом, но и это продолжалось недолго. При взятии Трои Менелай убил Деифоба в ее спальне.

Для самой Елены встреча с Менелаем, как ни странно, закончилась благополучно. Менелай не сомневался, что Парис увел ее силой, и был убежден, что гибель Трои — достойное возмездие за горькие вздохи и страдания любимой и любящей жены. Разумеется, Елена не стала разуверять его и выразила бурную радость по поводу того, что он наконец-то освободил ее. Она торжественно взошла на корабль Менелая и отплыла с ним в Спарту.

Однако родные края Елена снова увидела лишь спустя еще семь лет. Буря разметала флот спартанцев, а корабль Менелая лишился кормчего и, в конце концов, оказался в устье Нила. Так Елена вновь попала в Египет, знакомый ей по свадебному путешествию с Парисом. Долгие годы она скиталась вместе с Менелаем по разным краям, побывала и в Сидоне, потом опять вернулась в Египет. Здесь Менелай богатыми жертвоприношениями богам обеспечил себе счастливое возвращение на родину. На прощание египетская царица Полидамна подарила Елене чудесное лекарство из золы волшебных трав: тот, кто выпивал его, растворенное в вине, забывал обо всех былых страданиях. Достаточно было одной рюмки чудо-лекарства, чтобы Елена забыла о своих троянских мужьях, а Менелай — о злоключениях, которые он претерпел ради Елены.

На фото: сцена из адаптированной версии спектакля «Троянки» режиссера Лейга Стимбека, Институт театра в Заге, Германия, 2013 год. В роли Елены — актриса Лекси Филлипс.

По возвращении в Спарту Елена  и Менелай зажили счастливо и дружно, как прежде; это счастье продолжалось и после смерти, так как боги перенесли их в Элизий, где дни проходят в вечном блаженстве.

Елена — одна из самых значительных фигур греческих мифов и до сих пор остается символом прекрасной и легкомысленной женщины. За последние два с половиной тысячелетия образ Елены претерпел ряд превращений. Гомер говорил о ней не без симпатии. Еврипид в трагедии «Троянки» (415 до н. э.) осуждал за то, что Елена избежала наказания, хотя и была причиной гибели Трои, а пострадали из-за нее остальные троянские женщины. Но в трагедии «Елена» (412 до н. э.) он же высказал мнение, что Елена вообще не была в Трое, а после бегства из Спарты осталась в Египте, где вела добродетельную жизнь в ожидании Менелая. Похоже, что в данном случае Еврипид следовал примеру поэта Стесихора (7—6 вв. до н. э.), к которому охотно обращались авторы трагедий. Рассказывают, что Стесихор в одном из своих произведений оскорбительно высказался о Елене, после чего Елена и Диоскуры ослепили его. Узнав о причине своего недуга, Стесихор написал знаменитую палинодию (поэтическое отречение, опровержение), в которой выдвинул версию, что в Трое была не Елена, а ее призрак, созданный Зевсом и Герой, в то время как сама Елена находилась в Египте. Тогда к Стесихору вернулось зрение.

После Еврипида Софокл в трагедии «Свадьба Елены» (не сохранилась) изобразил Елену любящей женой. Философ Горгий в «Речи о Елене» (нач. 4 в. до н. э.) защищал тезис, что бегство Елены от супруга не заслуживает отрицательной оценки. Овидий относился к Елене с пониманием («Героини»), Вергилий ее осуждал. Еще более противоречивыми бывают трактовки у современных романистов, поэтов и композиторов.

Кадр из фильма «Елена Троянская» 2003 года. В роли Елены – актриса Сиенна Гиллори.

Поскольку прекрасная женщина, да еще, как говорится, «с прошлым», всегда влечет к себе художника, Елена — один из наиболее часто изображаемых античных персонажей, причем в самой разнообразной технике: от ваз, рельефов и даже мозаики из речной гальки («Похищение Елены», 3—2 вв. до н. э., обнаружена в македонской Пелле) до гобелена «Похищение Елены», который был изготовлен китайскими ткачами по европейскому рисунку в начале 17 в. в португальском Макао и в 1966 г. был выставлен в Нью-Йорке. Одноименная картина одного из учеников Фра Анжелико (возможно, это работа Гоццоли), созданная в середине 15 в., — первое из известных нам произведений искусства на античную тему после многовекового перерыва.

Судьбе Елены посвящено много художественных и музыкальных произведений. Оффенбах в оперетте «Прекрасная Елена» (1864) изображает ее как «фривольную и падкую на удовольствия женщину, какие были всегда и всюду», а Глюк в опере «Парис и Елена» (1770) — как «благородную и гордую женщину, которая в конце концов поддается страсти, пробужденной изобретательностью влюбленного юноши». Р. Штраус написал оперу «Елена Египетская» на текст Гофмансталя, следующего версии Софокла. Как видим, многие пытались рассмотреть проблему и так и этак, не обращая внимания на слова Геродота: «Мужи благоразумные не заботятся о похищенных женах: ведь если б они не захотели, то не были бы похищены».

Кадр из фильма «Елена Троянская» 1956 года. В роли Елены – актриса Россана Подеста.

Выражение «прекрасная Елена» стало нарицательным: «Влюбленный … В цыганке видит красоту Елены» — В. Шекспир, «Сон в летнюю ночь» (1596).

И в заключение: сегодня мы не сомневаемся, что троянская война когда-то произошла (скорее всего, в сер. 13 в. до н. э.), но Елену мы можем спокойно исключить из числа причин этой войны. Ради одной-единственной женщины, хотя бы и такой прекрасной, как заверяет нас Гомер, не станут выводить в море более тысячи кораблей с сотней тысяч воинов на палубе. Вероятнее всего, троянская война была самой обычной (разве что необычайно широкомасштабной) разбойничьей экспедицией европейских греков к своим малоазийским соплеменникам с целью поживиться легендарными богатствами «города царя Приама». Что город был в самом деле богатый, подтвердили раскопки Г. Шлимана, который в 1871—1878 гг. обнаружил в развалинах Трои девять кладов огромной ценности. А ведь это были, бесспорно, лишь крохи, упавшие со стола завоевателей. Впрочем, и они исчезли в Берлине в конце второй мировой войны.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.