Эндимион, греч. — прекрасный юноша, в которого влюбилась богиня Луны Селена.
ЭНДИМИОН, сын элидского царя Аэтлия (или самого Зевса) и Калики, дочери Эола, влюбился в супругу Зевса Геру. За это Зевс осудил его на вечный сон и велел перенести в далекую Карию, в пещеру горы Латмос. Там ЭНДИМИОНА каждую ночь посещала влюбившаяся в него Селена. Совершая свой путь по небесному своду, она всякий раз спускалась в глубокую пещеру, в которой спал ЭНДИМИОН, и пыталась разбудить его поцелуем, но это ей так и не удалось. Поэтому Селена всегда была и остается печальной, и печален свет ее, которым она заливает землю. Не утешило даже то, что по ее просьбе Зевс даровал спящему Эндимиону вечную молодость.
Старые элидские предания более оптимистичны: ЭНДИМИОН отвечал любовью на любовь Селены, которая родила от него пятьдесят дочерей, символизирующих пятьдесят месяцев между Олимпийскими играми. Согласно некоторым преданиям, ЭНДИМИОН был царем, согласно другим — пастухом, согласно третьим — охотником и влюбилась в него вовсе не Селена, а богиня Артемида.
Судьба ЭНДИМИОНА издавна привлекала к нему внимание художников. Кроме нескольких ваз 5 в. до н. э., он изображен на многочисленных римских саркофагах 3 в. Сохранилась римская копия эллинистической скульптурной группы «Артемида и Эндимион» и статуя «Спящий Эндимион».
Художники нового времени тоже часто заменяли Селену Артемидой (Тинторетто, Ван Дейк, Этти, Уоттс и др.). Особого внимания заслуживает картина Рубенса «Диана и Эндимион» (1636—1637) и «Сон Эндимиона» Жироде (1791); из статуй — «Спящий Эндимион» Ф. Щедрина (конец 18 в.).
От художников не отставали поэты и композиторы: Лонгфелло («ЭНДИМИОН и Диана», ок. 1850), Ките («Эндимион», 1818), Уайльд («Эндимион», 1881); Карасек из Львовиц озаглавил один из своих поэтических сборников «Эндимион» (1909), одноименное стихотворение написал еще в 1873 г. Врхлицкий. Оперы «Эндимион» написали Гайдн (1765) и И. К. Бах (1774) — обе оперы написаны на текст Метастазио; музыку к балету «Эндимион и Феба» написал в 1906 г. Томе.