Эпиметей, греч. — сын титана Иапета и его супруги Фемиды или океаниды Климены, брат Прометея.
Имя Эпиметей означает «крепкий задним умом» и соответствует той роли, которую он сыграл в мифах. Когда Прометей принес людям огонь и научил их ремеслам и искусствам, человеческое счастье стало нестерпимым для богов, тем более что в сознании своей силы люди перестали почитать их. Тогда Зевс решил отравить людям жизнь и велел Гефесту изготовить Пандору. Затем Гермес отвел Пандору к Эпиметею, и тот женился на ней, несмотря на все предупреждения дальновидного Прометея.
Пандора родила Эпиметею двух дочерей с красноречивыми именами: Профасис (Отговорка) и Метамелия (Раскаяние). Но нельзя забывать, что дочерью Эпиметея и Пандоры была также Пирра, жена Девкалиона, сына Прометея.
Рассказ об Эпиметее и Пандоре — еще одно проявление «богоборческих тенденций» в греческой народной поэзии и драме, намеренно подчеркивающих жестокость богов и их вину в страданиях, постигших человечество. Знаменательно, что эти тенденции проявляются и в творчестве такого глубоко набожного человека, как Эсхил, особенно в его «Прикованном Прометее» (ок. 470 до н. э.).
Античные художники явно недолюбливали Эпиметея: нам известна всего одна ваза, на которой можно опознать Эпиметея. И в новое время внимания заслуживает, пожалуй, лишь одна картина: «Эпиметей и Пандора» Ф. Корнелиуса (1820). Для современных поэтов Эпиметей стал фигурой, рядом с которой, по закону контраста, ярче выделяется Прометей. В отличие от Монти, Шелли, Гете и других, пожалуй, лишь Врхлицкий сочувственно изображает человеческие слабости Эпиметея (стихотворение «Эпиметей» в сборнике «Боги и люди», 1899).