Эринии (Эриннии, Эвмениды), греч., лат. Фурии — богини мести и проклятия, служанки бога загробного мира Аида (Гадеса) и его жены Персефоны.
Гесиод утверждал, что ЭРИНИИ родились из первого кровавого преступления на свете: из капель крови Урана, изувеченного его сыном Кроносом, — эти капли упали на богиню земли Гею и оплодотворили ее. Эсхил называет их дочерями богини ночи Никты, Софокл — дочерями бога тьмы Скота и Геи. Гомер, умалчивающий об их происхождении, говорит то об одной ЭРИНИИ, то о нескольких. Еврипид говорит о троих ЭРИНИЯХ, а более поздние авторы называют их имена: Алекто, Тисифона и Мегера.
Главной задачей ЭРИНИЙ было преследовать за кровавые преступления и насильственные нарушения права. Они преследовали убийц, грабителей, клятвопреступников, мятежников и нарушителей семейных связей. ЭРИНИИ карали за всевозможные несправедливости, но в то же время защищали бедняков и беззащитных, особенно чужестранцев, оторванных от родины, и сирот. Они приходили из загробного мира, закутанные в густой туман, который делал их невидимыми. ЭРИНИИ обходили города, деревни и дикие места в поисках провинившихся, неизбежно настигали их и неумолимо терзали. От ЭРИНИЙ нельзя было спрятаться даже в загробном мире, так как и там они обладали не меньшей властью, чем на земле. Никакое звание — ни царское, ни жреческое — не могло защитить от них. Даже боги их побаивались.
Любопытно, что люди и боги ненавидели ЭРИНИЙ — хотя праведникам их нечего было бояться. Почему? Может, потому, что никто не может с чистой совестью сказать: «Я никогда и ничем не провинился»? Или потому, что ЭРИНИИ преследовали даже людей, совершивших преступление по неведению, а то и против своей воли? Согласно некоторым авторам, сами же ЭРИНИИ иногда склоняли людей к преступлениям.
Однако наряду с ужасными, неумолимыми ЭРИНИИ греческие мифы знали также укрощенных ЭРИНИЙ, которых называли Эвменидами, т. е. «благожелательными, благомыслящими».
По-видимому, это было взаимосвязано с двояким характером этих богинь: возможно, первоначально ЭРИНИИ были воплощением не только угрызений, но и удовлетворения совести. Поэты классической Греции объясняли двоякий характер ЭРИНИЙ легендами об их перерождении: например, в «Эвменидах» Эсхила ЭРИНИЙ усмиряет Афина, заступившаяся за преследуемого Ореста. Тем не менее в греческих мифах и культах преобладало представление об ЭРИНИЯХ как о губительных, безжалостных, непримиримых существах. Преступных женщин из мира мифов и из реального мира тоже часто называли ЭРИНИЙ — например, Клитеместру, Медею и др. Их латинским именем «Фурии» до сих пор называют озлобленных, яростных женщин (или употребляется имя одной из ЭРИНИЙ: Мегера).
Греки (а за ними и римляне) представляли себе ЭРИНИЙ в виде отвратительных старух в черном одеянии с красным поясом; глаза у них налиты кровью, вместо пальцев — когти, вместо волос — змеи. Такими их вывел на сцену Эсхил; у Еврипида ЭРИНИИ крылаты, а в руках у них змеи и факелы. Эвмениды выглядели более благородно и появлялись не в черных, а в белых одеяниях. Примерно так изображали их и античные художники и скульпторы, которые к тому же старались, чтобы они выглядели не такими уж отвратительными. В основном их изображения дошли до нас в вазописи, в сценах с Орестом. Сохранился также фрагмент хорошей копии эллинистической статуи «Спящая Эриния» 4 в. до н. э.
ЭРИНИИ, превращенные по ходу действия в Эвменид, стали главными героинями «Эвменид» — заключительной части трилогии Эсхила «Орестея», премьера которой состоялась в 458 г. до н.э. Их очередной выход на сцену в новой драме состоялся только в 1873 г. — в «Эринии» Леконта де Лиля. Музыку к «Эриниям» написал Массне; гравюры к их книжному изданию выполнил в 1908 г. Франтишек Купка.