Европа, греч. — дочь сидонского царя Агенора и его жены Телефассы, возлюбленная Зевса.
Европа была прекрасна, как богиня, и жила во дворце своего отца, в кругу своих братьев Феникса, Килика, Кадма, Финея и Тасоса. Однажды ей приснилось, будто за нее борются две женщины: одна представляла ее родину, Азию, другая — землю за морем, которая еще не имела имени. Азия в этой борьбе была побеждена и выдала Европу своей победоносной сопернице. Вскоре Европа поняла, что предвещал этот сон.
Как-то, когда она резвилась с подругами на цветущем лугу, перед ней предстал золотой бык с блестящими рогами, смиренно опустился перед ней на колени и взглядом пригласил сесть на него. Как только Европа это сделала, бык вскочил, припустился к морю, бросился в волны и со скоростью дельфина устремился на запад. Пораженная Европа не верила своим глазам. Впереди быка вынырнула морская колесница с богом Посейдоном и стала волнами расчищать быку дорогу (на манер нынешнего почетного эскорта); вокруг появились нереиды и другие морские божества, образуя нечто вроде великолепной свадебной процессии. Вдали показалась земля: это был остров Крит. Только здесь Европа узнала, что ее похитителем был сам Зевс, который превратился в быка, чтобы скрыть свои ухаживания от взоров ревнивой Геры. Здесь, на Крите, Европа родила ему трех сыновей: Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Как и полагается богу, Зевс позаботился о своей возлюбленной: он выдал ее за критского царя Астерия. Позаботился он и о том, чтобы ее имя не было предано забвению. Его получил новый континент Европа.
В греческих мифах встречается еще одна Европа, но лишь в качестве второстепенного персонажа. Это была дочь гиганта Тития, родившая Посейдону сына Эвфема, которого отец одарил способностью ходить по морю как по суше.
Миф о Европе очень старый и претерпел много изменений. В нашем сознании он живет в основном в том виде, который придал ему во 2 в. до н. э. эллинистический поэт Мосх, а за ним — Овидий в своих «Метаморфозах».
Однако «Похищение Европы» (или «Европа на быке») изображалось в античном искусстве уже с 6 в. до н. э. на рельефах, вазах, монетах (особенно критских), мозаиках и фресках.
И в новое время «Похищение Европы» изображали десятки выдающихся мастеров: Тициан, Веронезе (трижды), Лоррен, Буше, Валлоттон, Серов (1910, Москва, Третьяковская галерея) и многие другие, в том числе чешский художник Прохазка в 1934 г. Лучшей из картин этого ряда считается «Похищение Европы» Рембрандта (1632).
Из пластики назовем хотя бы одноименные скульптуры Милльса (1895) и Липшица (1938), из музыкальных произведений — оперу «Похищение Европы» Мийо (1927). В 1610 г. Европа вернулась к Зевсу на небесах: Галилей назвал ее именем только что открытый спутник Юпитера.
В начале нашего века миф о Европе стал предметом нового интереса исследователей. Англичанин Эванс, который в 1900—1935 гг. перекопал Крит и добрался чуть ли не до самого дна истории культуры этого острова, извлек на свет доказательства, что на Крите действительно следует искать «мать Европы», т. е. начало европейской культуры. Здесь возникла древнейшая европейская письменность, древнейшие европейские города с удивительно высоким уровнем цивилизации; очевидно, здесь возникли и древнейшие государства в Европе. Но можно ли утверждать, что эта первая европейская культура, заслуживающая такого названия, действительно берет свое начало в Азии (т. е. Азии в понимании древних, которые включали в нее весь нынешний Ближний Восток, а также Египет)? Одни археологические открытия свидетельствуют «за», другие — «против». Ученые пока еще не сказали своего последнего слова.
На фото: скульптура Европы на Крите.