Федра, греч. — дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи.
Суть ее истории в общем-то несложна. Федра вышла за афинского царя Тесея, который некогда собирался жениться еще на ее сестре Ариадне, и имела все основания быть счастливой. Прекрасный, мужественный, благородный, могучий и богатый Тесей прославился многочисленными героическими подвигами и пользовался всеобщим уважением. И, тем не менее, Федра загорелась любовью к Ипполиту, сыну Тесея от первого брака, и это кончилось смертью Ипполита и самоубийством Федры.
Как это произошло, разные авторы описывают и объясняют по-разному. Первый вариант: Федра сопротивлялась чувству любви к пасынку, но не сумела справиться с ним и покончила с собой, чтобы спасти свою честь и честь супруга. Второй: сама Федра соблазняла Ипполита, а когда он отверг ее, уязвленная Федра обвинила его перед супругом в попытках соблазнить ее и этим достигла его гибели; однако правда вышла наружу, и Федра покончила с собой из страха перед наказанием. Третий вариант отличается от второго тем, что Федра признается супругу в клевете на Ипполита. Однако существует и четвертый: Федра вообще не клеветала на Ипполита, а сделала это без ее ведома няня Энона. При всем разнообразии и противоречивости вариантов ясно одно: все эти разночтения являются выражением того общеизвестного факта, что множество толкований, как и почему произошла семейная трагедия, обратно пропорционально правде, которая известна (или неизвестна) только самим супругам.
Картина «Федра», Александр Кабанель, 1880
Не много найдется женских образов в античных мифах, которые вызвали столько споров и претерпели столько превращений, как Федра. Под давлением афинской общественности Еврипиду пришлось переработать свою трагедию «Ипполит» и превратить Федру из коварной соблазнительницы в благородную жертву (428 г. до н. э.). Спустя четыре с лишним века Сенека в своей «Федре» сумел слить две эти противоречивые фигуры в одну благодаря своей стоической трактовке образа. «Федра» Расина (1677) сначала потерпела фиаско перед парижской публикой, но впоследствии была провозглашена величайшим произведением французской драматургии. Более поздние интерпретации Федры приумножили эти споры и превращения. Например, Шлегель увидел в ней обыкновенную «чувственную и слабохарактерную бабу», Арно — «христианку, не сподобившуюся Божьей благодати», Жироду — «совершенно современную кровосмесительную героиню»; в качестве «женщины, которая любит через ненависть», Федра попала и в галерею фрейдовских прототипов. Снова и снова Федра притягивает к себе внимание драматургов и романистов, подвергается осуждениям и оправданиям и, несмотря на бесчисленные обработки, все еще остается «незавершенным образом».
В изобразительном искусстве Федра не играет такой роли: сохранились несколько ваз, одна фреска и интересная мозаика «Федра и Ипполит» из птолемеевского Египта. Правда, сюжеты из ее судьбы изображены на десятках римских саркофагов. Обломок известнякового саркофага с изображением Федраы и Ипполита (2 в. н. э.) был найден в бывшем римском Бригетии (против места слияния Вага с Дунаем) и находится в Подунайском музее в Комарно.
Европейские художники обращались к Федре не слишком часто, к наиболее интересным работам относится картина «Федра и Ипполит» Герена (1802). Федра стала главной героиней драм Д’Аннунцио (1909), Б. Брентано (1939), она же — героиня «Критянки» Джефферса (1954). Стихотворную пьесу «Федра» написала Цветаева. Оперу «Федра» написал в 1745 г. Глюк, в 1915 г. — Пицетти (на текст Д’Аннунцио), балет «Федра» создали Кокто и Орик в 1950 г.
Кадры из фильма «Федра» (1962 г.).