Гектор, греч. — сын Приама и Гекубы, предводитель троянских войск в войне с ахейцами.
Троянский народ называл его щитом своего города и почитал как бога. Гектор был не только самым могучим и отважным троянским воином, он отличался также красотой и благородством духа. Во всем Гектор был выше предводителя ахейских войск Агамемнона, а герой Ахилл превосходил его только силой.
Если Агамемнон привел под стены Трои сто тысяч греков, то в распоряжении Гектора было пятьдесят тысяч, причем большинство составляли союзники троянцев, сражавшиеся лишь ради добычи или денег. Войско самих троянцев, защищавших родной город, насчитывало всего десять тысяч. Тем не менее, под предводительством Гектора они девять лет успешно сопротивлялись ахейцам. Гектор не ограничивался оборонительными боями, прекрасно понимая, что нападение — лучший вид защиты. Во время вылазок Гектор всегда сражался в первых рядах, своим примером увлекая за собой все троянское войско. Даже враги признавали величие его подвигов. В самом начале войны он не побоялся десятикратного перевеса ахейцев и вступил с ними в бой, чтобы не дать высадиться на берег. Если он и отступил, то только для того, чтобы сохранить свое войско для новых оборонительных боев. За девять лет войны ахейцы понесли такие потери, что пали духом и готовы были снять осаду Трои, заключить почетный мир и вернуться на родину.
Кадры из фильма Троя: Гектор (слева) и его брат Парис. В роли Гектора — актер Эрик Бана.
Когда на десятом году войны троянский союзник Пандар нарушил перемирие, и Гектору пришлось вести войну вопреки освященному клятвой договору, он не отчаялся и своим мужеством вновь завоевал благосклонность богов. Искусно использовав распрю между Агамемноном и Ахиллом, из-за которой Ахилл прекратил военные действия, Гектор оттеснил греков за стены их лагеря, проломил ворота, прорвался к греческим кораблям, чтобы сжечь их. Он не растерялся и тогда, когда троянцы пустились наутек, напуганные появлением Патрокла в доспехах Ахилла. Гектор снова сомкнул ряды, выступил против Патрокла и убил его в единоборстве.
После победы над Патроклом Гектора ждал последний подвиг: смерть на поле боя. Забыв о былых обидах, Ахилл рвался в бой, чтобы отомстить за смерть друга. Он обратил в бегство все троянское войско, пробился к городским стенам и готов был ворваться в Трою через Скейские ворота. Никто не посмел встать на его пути, кроме Гектора, подчинившегося велению чести и долга. Несмотря на все мольбы родителей, супруги, остальных троянцев, он остался один перед запертыми воротами и вызвал Ахилла на поединок не на жизнь, а на смерть, с условием, что тело побежденного будет отдано друзьям для погребения. Ахилл отверг это условие и бросился на Гектора. Страх охватил Гектором, и он трижды обежал вокруг городских стен, спасаясь от неотступно преследовавшего его Ахилла. Не только люди, но и боги напряженно следили за поединком. Наконец Зевс бросил на золотые чаши весов судьбы два жребия смерти, жребий Гектора опустился — судьба его была решена.
Афина, стоявшая на стороне ахейцев, спустилась с Олимпа на землю и, приняв образ Деифоба, любимого брата Гектора, стала склонять троянского героя к единоборству с Ахиллом. Но как только Гектор метнул свое копье в Ахилла, Афина исчезла, давая понять Гектору, что он покинут богами. Гектор не стал уклоняться от своей судьбы: «Горе! к смерти меня всемогущие боги призвали!../Но не без дела погибну, во прах я паду не без славы;/Нечто великое сделаю, что и потомки услышат!» В жестоком бою, достойном величайших из героев, Гектор наконец пал от руки Ахилла. Найдя место, не защищенное доспехами, Ахилл пронзил его копьем.
О дальнейших печальных событиях рассказано в статье «Ахилл».
«Из всех действующих лиц «Илиады» Гектор вызывает самую большую симпатию, как своим характером, так и своими поступками», — говорят исследователи «Илиады», и они правы. Именно ему посвящены лучшие эпизоды гомеровского эпоса: прощание Гектора с Андромахой и сыном Астианактом, поединок Гектора с Ахиллом и мольба Приама о выдаче тела Гектора относятся к высочайшим вершинам мировой поэзии.
Даже лучшие изображения Гектора в скульптуре и живописи далеки по своей выразительности от образа этого героя в изложении Гомера. В античной пластике и вазописи были распространены сюжеты: «Прощание Гектора с Андромахой», «Поединок Гектора с Ахиллом», «Поединок с Аяксом», «Ахилл, влачащий тело Гектора». Из произведений европейских мастеров следует отметить мраморный рельеф Торвальдсена «Прощание Гектора с Андромахой» (1837) и картину Ж.-Л. Давида «Мертвый Гектор» (1788).
В конце 18 в. трагедию «Гектор» написал Я. Б. Княжнин, в 1780 г. И. Ф. Шиллер написал стихотворение «Прощание Гектора».
Несмотря на величие и трагизм своей судьбы, Гектор не стал главным героем ни античной драмы, ни поэтического произведения. Да и у современных авторов это случалось реже, чем заслуживает образ Гектора. Тем не менее, вот уже почти три тысячи лет он выступает как подлинный рыцарь без страха и упрека во всех произведениях, посвященных троянской войне, — от Гомера до наших дней.