Гиг, греч. — лидийский пастух или воин, ставший царем благодаря необычайному стечению обстоятельств.
Три версии рассказа о нем сильно отличаются друг от друга. Первая, наиболее распространенная из них, имеет сказочный характер и поддается реконструкции с помощью отдельных упоминаний у Платона, Цицерона и Лукиана.
Гиг был простым пастухом и жил в безвестности до того дня, когда обнаружил под вывороченным дубом вход в пещеру, в которой увидел большого бронзового коня. Рассматривая коня, Гиг заметил в его боку открытую дверцу, сунул в нее руку и нащупал труп. На руке у мертвеца был перстень. Рассудив, что мертвому он все равно не понадобится, Гиг взял его себе.
На перстне был черный камень с выгравированным изображением глаза. Гиг надел перстень на палец, повертел его, разглядывая, а потом вернулся к своим овцам и, как обычно, погнал их с пастбища в загон. Но его друзья-пастухи были удивлены, что стадо пришло без него. Гиг подсел к костру, снова стал вертеть и разглядывать перстень — и снова поверг в изумление пастухов, заявивших, что он появился среди них неожиданно, словно с неба свалился. Тут Гиг сообразил, что перстень у него волшебный: когда поворачивал его камнем к ладони, Гиг становился невидимым, а когда возвращал в прежнее положение, его все видели. Гиг благоразумно умолчал о своей находке.
Вскоре представился случай испытать перстень на деле. Каждую ночь из стада стали пропадать лучшие овцы, и Гиг решил положить этому конец. Став невидимым, он без труда выяснил, что два молодых пастуха уводят овец к перекупщику. Гиг влепил парням несколько затрещин и вернул овец в загон. Наутро же он сообщил, что ему удалось прогнать огромного волка, повадившегося красть скот. Молодые пастухи с радостью подтвердили его рассказ. Овцы перестали исчезать, а Гиг прослыл бесстрашным силачом.
Легенды о силе Гиге дошли до царя Кандавла, и он призвал пастуха к себе. По дороге Гиг увидел костер, у которого сидело несколько человек. Повернув перстень, он подсел к ним. Из их разговора он понял, что это разбойники и что в ближайшую ночь они собираются напасть на царский дворец. Гиг сообщил об этом царю (разумеется, умолчав, как он об этом узнал), и тот велел усилить охрану. На следующий день, после отражения нападения разбойников, Кандавл назначил Гиг своим первым слугой или, как мы говорим теперь, министром.
Такая высокая должность и связанная с ней власть требуют достойного характера — у Гига он был. Гиг никогда не злоупотреблял своими возможностями: невидимый ходил он по городу и по дворцу, не раз узнавал информацию, которую можно было бы использовать с выгодой для себя, но царю сообщал лишь о нарушениях законов, о несправедливостях и мошенничествах. Он помогал заглаживать обиды, уличать лжецов и предотвращать зло. Никогда в Лидии не было лучшего правления, чем тогда, когда советником царя был Гиг.
За свою честность Гиг был вскоре вознагражден еще более высоким положением. Однажды ночью ему приснился странный сон: будто явился к нему покойный владелец перстня, похвалил за благоразумное его использование и велел немедленно идти в царскую опочивальню. Гиг послушно отправился туда, повернув перстень, и еще в дверях увидел, как начальник царской стражи разглядывает сломанный кончик меча, стоя над трупом Кандавла. Вскоре во дворце раздались выкрики, люди сбегались на голос начальника стражи, громко обвинявшего Гига в убийстве царя. Гиг безропотно дал привести себя на суд царицы. «Если царь был убит мечом, — сказал он вместо защиты, — меч уличит убийцу. Пусть все мужчины во дворце положат перед царицей свои мечи». Царица согласилась. Гиг просмотрел мечи и протянул ей меч, острие которого осталось в груди убитого царя. После погребения Кандавла и казни начальника стражи Гиг стал соправителем царицы, а затем и ее супругом.
Став лидийским царем, Гиг правил мудро и справедливо. Благодаря своему перстню он всегда принимал решения с полным знанием дела — а это и есть предпосылка любого правильного решения. Так как тайну источника своей информации Гиг держал при себе, после его смерти он был погребен вместе со своим перстнем. Правда, в таком случае неясно, откуда люди обо всем этом узнали. Могилу Гига так никто никогда и не нашел…
Однако, если верить «отцу истории» Геродоту, жившему в 5 в. до н. э., история Гига и его карьеры выглядит совсем по-другому. Во-первых, он был не пастухом, а одним из телохранителей царя Кандавла; во-вторых, он был не такой уж малозначительной личностью, поскольку известно имя его отца (его звали Дактил). Кандавл доверял ему в такой мере, что даже обсуждал с ним достоинства собственной жены. Гиг согласился, что жена царя прекраснее всех, но Кандавл возразил, что Гиг лишь повторяет его слова — подлинную красоту царицы невозможно себе представить, так как она сокрыта ее одеждой. Кончился этот диспут тем, что Кандавл буквально вынудил Гига тайком полюбоваться на обнаженную царицу в спальне. Однако царица узнала об этом и дала понять Гигу, что в этой оскорбительной для нее ситуации в живых может остаться лишь один из двоих, видевших ее наготу. Волей-неволей Гиг сделал выбор и убил Кандавла кинжалом, который подала ему сама царица. Впоследствии Гиг женился на ней и стал царем Лидии.
По словам древнегреческого писателя Филострата, Гиг был обладателем волшебного драгоценного камня, найденного им на голове какой-то индийской змеи. С его помощью Гиг соблазнил жену Кандавла, после чего убрал царя и получил в приданое царский трон.
История Гига вдохновила нескольких авторов нового времени, в том числе К. Ф. Хеббеля (трагедия «Гиг и его кольцо», 1856), Т. Готье (новелла «Царь Кандавл», 1844) и А. Жида (драма «Царь Кандавл», 1901). Оперу «Кандавл» написал в 1920 г. А. Брюно.