Гиганты, греч. — чудовищные длинноволосые великаны, сыновья Геи, рожденные из капель крови Урана, упавших на Флегрейские поля (полуостров Паллена в Халкидике).
Так как гиганты были потомками более древних богов, чем олимпийцы, и к тому же обладали невероятной силой, они не признавали владычества Зевса, хотя по сравнению с предыдущим правлением Кроноса оно было более удачным и полезным для всего мира. Гея не желала примириться с тем, что Зевс свергнул с трона ее сына Кроноса, и побудила гигантов к мятежу. Получив от Геи волшебную траву, которая должна была защитить их от оружия богов, они восстали и начали штурмовать Олимп.
В беспощадной схватке богам пришлось туго, и Зевс решил обратиться за помощью к людям — он послал Афину за своим земным сыном Гераклом. Узнав об этом, Гея попыталась разыскать траву, которая защитила бы ее сынов от оружия людей (при всей своей неимоверной силе гиганты были такими же смертными, как и люди, и этим отличались от бессмертных титанов). Но это ей не удалось, так как Зевс запретил Гелиосу и Селене появляться на небе и в полной темноте сам повырывал все такие травы. С приходом Геракла судьба гигантов была решена, однако они не стали просить пощады и предпочли умереть в бою. Первым погиб самый могучий из гигантов, Алкионей: Геракл ранил его отравленной стрелой, а затем в рукопашной схватке выбросил его за пределы Паллены, зная, что на родной земле Алкионейбессмертен.
Успех Геракла воодушевил богов. Гефест обрушил на гиганта Клития гору раскаленного железа, Афина придавила оглушенного гиганта Энкелада островом Сицилия, Посейдон сшиб гиганта Полибота в море огромной глыбой, вырванной из острова Кос (так возник остров Нисирос). Большинство остальных гигантов Зевс смел с Олимпа молнией, после чего всех их добил Геракл.
Интересно, почему античные художники так охотно вдохновлялись темой «гигантомахии» («борьба гигантов с богами»)? Была ли это радость от победы светлых олимпийских богов над чудовищами, возмечтавшими поворотить время вспять? Или восхищение отчаянной смелостью мятежных богоборцев? Или, может, злорадная гордость, что в самую трудную минуту богам пришлось обратиться за помощью к людям? Как бы то ни было, «гигантомахия» стала одним из самых излюбленных сюжетов: более сотни античных ваз, многочисленные рельефы (древнейший — на фризе сокровищницы Сифноса в Дельфах, 525 г. до н.э.; наиболее известные — метопы Парфенона и фриз Пергамского алтаря) и отдельные скульптуры, в том числе «Крылатый гигант» с этрусской гробницы в Тарквиниях (80-е гг. до н. э.) и три торса из шести статуй гигантов, воздвигнутых перед одеоном Агриппы на афинской Агоре в 150 г. н. э. (два из них представляют гигантов в виде комбинации мужчины с рыбой, третий — «классический гигант» по первоначальным представлениям греков, т. е. человек со змеиным телом).
В европейском искусстве изображениям гигантов тоже несть числа, их можно найти чуть ли не в каждом втором ренессансном или барочном дворце. Их можно увидеть в пражском замке Трое (скульптурная группа «Падение гигантов» братьев Герман, 1685—1703), в Моравской галерее в Брно (картина Бернини под тем же названием, после 1650), в пражском Чернинском дворце (фреска Райнера «Гиганты штурмуют Олимп», 1718). Однако наиболее известны гиганты над входными воротами Пражского Града (работа Платцера, 1767—1768, в 1912 г. была заменена копиями Восника и Прохазки).
«Падение гигантов» — название одной из опер Глюка (1746).