Гипподамия (Ипподамия), греч. — наиболее известны два мифических женских персонажа с этим именем.
Первая из них была дочерью Эномая и стала женой Пелопа (см. статью «Пелоп»). Вторая Гипподамия, дочь царя Бута, вышла замуж за царя лапифов Пирифоя (см. статью «Пирифой») и была не менее прекрасна, чем первая. На ее свадьбе произошла битва кентавров с лапифами.
На иллюстрации: картина Рубенса «Лапифы и кентавры, или Похищение Гипподамии». На верхней картинке тоже Рубенс — картина «Иксион, обманутый Юноной».
Скульптурные работы, посвященные судьбам обеих Гипподамий, часто располагались на противоположных фронтонах одного и того же храма. Самые знаменитые из них украшали храм Зевса в Олимпии (были выполнены ок. 460 до н. э.): на восточном фронтоне была «Подготовка к состязанию Эномая с Пелопом», на западном — «Битва кентавров с лапифами». Обнаружены были в 1875—1878 гг. немецкими археологами, ныне находятся в Олимпийском музее.
На фото: скульптура Гипподамии и Эвритиона (или Деяниры и Несса) в Праге, в саду дворца Валленштейна, где заседает чешский сенат.
Миф о Гипподамии и Пелопе привлекал к себе интерес и в новое время; наиболее известна опера композитора Кампра «Гипподамия» (1708). Трилогию чешского поэта Врхлицкого «Гипподамия» (1889—1891) переложил на музыку Фибих.
На иллюстрации: предположительно картина Ганса Роттенхаммера «Геракл, Деянира и кентавр Эвритион». Картина имеет странное название. Да, Геракл на ней узнаваем, но на свадьбе Пирифоя и в последовавшей за ней битвой кентавров с лапифами, Эвритион не покушался на Деяниру (которой, вероятно, там вообще не было). Кроме того, девушка одета как невеста, поэтому это может быть только Гипподамия.
На фото: божья коровка Гипподамия тринадцатиточечная, которая водится на озере Байкал.