В Грецию, а оттуда в Рим Грифон попали с Востока, где возникли как одна из разновидностей фантастических существ, которыми древние народы населяли мир своих представлений. Древнейшие из подобных существ известны нам из Египта: это комбинации львов или птиц с человеком, самая известная из них — Сфинкс. Из месопотамской мифологии известны гибриды львов или быков с человеком, львов с хищными птицами, скорпионов с людьми, различные драконы и т. д. Главные их представители: Сируши (или Мушхуши, «вавилонские драконы») и Карубу (родственники Херувимов) — крылатые сторожевые быки с человеческими головами. Из Индии и Персии в основном известны комбинации львов или быков с хищными птицами. Как и где из этих существ развились Грифоны, не установлено. На территории Греции мы впервые встречаем их на памятниках искусства доисторического Крита (17—16 вв. до н. э.), а затем в Спарте (8—7 вв. до н. э.).
В литературе об этих существах будто бы первым упомянул Гесиод (8—7 вв. до н. э.) — если верить античному комментатору его произведений. Первое дошедшее до нас упоминание принадлежит Геродоту (5 в. до н. э.). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет Грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Более поздние авторы выяснили о них дополнительные данные: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), человек мог справиться разве что с желторотыми грифенышами, только-только вылупившимися из яйца. Жили они в Индии или в Бактрии. В Индии Грифоны преследовали золотоискателей, но не из-за золота, а из страха за свое потомство. В Бактрии они сами вырывали из земли золото и делали из него гнезда, а люди подбирали обломки этих гнезд. Греческие герои в непосредственный контакт с Грифонами не вступали. Из богов с ними имел дело разве что Аполлон.
Греческие поэты и писатели не жаловали Грифонов своим вниманием, чего никак не скажешь о художниках и ремесленниках, которые охотно использовали Грифонов в декоративных целях, украшая ими оружие (особенно панцири), а также саркофаги и канделябры. Несколько изображений Грифонов сохранилось на вазах и монетах (в основном на монетах из Абдеры и с острова Телос). Римское искусство охотно переняло Грифонов; любопытно, что они удержались и в христианском искусстве, где стали символом воскресения из мертвых. В средние века Грифон стал излюбленным геральдическим зверем.