О Петре – новоявленном чуде света — обычно рассказывают, как о едином комплексе, а названия конкретных объектов уже ускользают от внимания. Все, кто слышал о Петре, видели и фотографии самого циклопического сооружения комплекса, но уже название редко может вспомнить кто-то из неспециалистов. Это сокровищница – по-арабски «Эль-Хазне». Здесь уже довольно давно работают археологи ЮНЕСКО и они не торопятся объявлять миру, что же это на самом деле за объект – храм, гробница, действительно сокровищехранилище или все это вместе, или что-то иное.
В VIII веке до н.э. седьмой иудейский царь Амасия захватил город и переименовал его в Иоктэль. В III веке до н.э. Петра стала столицей Набатейского царства. Можно предположить, что для храма или усыпальницы сама природа создала удобное место с глубокой пещерой в скале. Древним мастерам, работавшим в I веке н.э., потребовалось только удалить лишнее и украсить фасад.
«Эль-Хазне» – грандиозный фасад из розового камня высотой 40 метров и шириной 24 метра — первое, что видит выходящий из каньона Сик путешественник. Место для строительства было выбрано не случайно. Возможно, предшественники набатеев уже хранили здесь сокровища.
Наверняка, кроме главного входа были предусмотрены обманные проходы, ловушки, тоннели в скалах для прохода воинов и эвакуации сокровищ, возможно, такие тоннели могли тянуться на многие километры. Если обойти сокровищницу по дороге с севера, видны многочисленные входы в пещеры, подавляющее большинство из них глухие, но в древности все могло быть не так – время, выветривание и землетрясения меняют даже скалы. Малоизвестный факт – раскопаны несколько подземных этажей сокровищницы. Подойдя вплотную к фасаду, можно увидеть закрытые решетками раскопы.
Трудно сказать, какие тайны хранят эти этажи. К сожалению, доступ в помещения «Эль-Хазне» закрыт, вероятно, из-за возможности обрушения и повреждения археологических памятников. Приходится ограничиваться внешним осмотром и домысливанием цели строительства этого грандиозного сооружения. Если внимательно осматривать фасад вблизи, а верхние части – в бинокль, удивительно выглядят фрагменты совершенно разной степени сохранности: четкие капители колонн и ровные ребра, отшлифованные внутренние стены резко контрастируют с выветренными скульптурами.
Одним из первых исследователей Петры в XX веке был русский археолог М.И. Ростовцев, ученый с мировым именем. В своем труде «Караванные города» он не выразился определенно ни о времени, ни о методах создания сокровищницы, ни о ее точном назначении. Он высказывает только гипотезу о том, что это здание могло быть храмом египетской богини Изиды или великой набатейской богини Луны Аллат. Относительно архитектурного стиля Ростовцев также высказывает сомнения, относя его то к началу I в до н.э., то к III веку н.э.