Исида (Изида) — греческое и латинское имя египетской богини Эсеты (или Исет).
Египтяне считали Эсету «величайшей из богов и богинь» и приписывали ей чудодейственную силу, которой она пользовалась исключительно для того, чтобы делать добро. Исида была сестрой и супругой бога Усира (Осириса) и родила ему сына Гора. Усир стал первым царем на свете и своими благодеяниями заслужил любовь людей. Брат Усира, Сет (Сутех), из зависти убил его, разрубил на части и разбросал по всему Египту; поэтому Усира невозможно было похоронить как следует, а по египетским представлениям это означает, что он не мог жить посмертной жизнью. Но Эсет собрала все части тела Усира, соединила их с помощью своих чар и вдохнула в него новую жизнь. После этой реанимации мужа она сошла с ним в загробное царство, где Усир стал владыкой душ умерших. Эсета помогла Гору победить Сутеха и взять в свои руки власть над миром в качестве законного наследника Усира.
Греки познакомились с культом Эсеты примерно в 7 в. до н. э. и начали поклоняться ей под именем Исиды где-то с 5 в. до н. э. Из множества функций Эсеты в египетской религии они отобрали лишь небольшое число, несколько изменив их. Греки видели в Исиде небесную правительницу мира, дарительницу и охранительницу жизни, поборницу порядка в природе и в обществе, покровительницу женщин. Но всегда и прежде всего они видели в ней богиню, «великую чарами», могучую волшебницу. Греки отождествляли Исиду с Гекатой и Кибелой, иногда также с Афродитой и Деметрой. В то же время они видели в ней обожествленную Ио, которая, как они считали, была матерью первого египетского царя Эпафа. В Рим ее культ проник только во 2 в. до н. э. Впоследствии он распространился по всему Средиземноморью, на севере пересек Дунай, на юге дошел до Нубии. В отдаленных краях он просуществовал в разных формах еще целый ряд столетий после антиязыческих декретов императора Феодосия I от 383 г. н. э.
В первых числах нашего месяца ноября почитатели Исиды устраивали пышные празднества, так называемые Исеи, в ходе которых изображалось погребение и воскресение Осириса. Самые ревностные поклонники культа проходили через особый ритуал, содержавший крещение и пост и означавший посвящение в мистерии, близкие к элевсинским (см. статью «Деметра»). Считалось, что соблюдение определенных заповедей и безупречный образ жизни гарантируют посмертное воскресение к новой жизни, которая будет длиться вечно.
Начиная с эпохи эллинизма, Исида занимала, пожалуй, первое место среди всех богинь по числу храмов, посвященных ей во всем греко-римском мире, включая птолемеевский Египет; многие храмы были посвящены ей совместно с Осирисом или Сераписом. В одной только Александрии их было четыре, но все исчезли без следа. В нильской дельте поблизости от Семенуда, а также на острове Филе у Асуана имелись обширные святилища Исиды, названные Исейон (или Исей). В Греции ее храмы и святилища были в Кенхрее около Коринфа, в Пирее, в Афинах и на некоторых островах. В Риме ее храмы стояли на Эсквилине и на Марсовом поле; известен также храм Исиды в Помпеях.
Древнейшие египетские изображения Исиды относятся к началу 3-го тысячелетия до н. э.; многочисленные греческие и римские статуи и статуэтки представлены почти во всех собраниях древностей. Еще до расшифровки египетских иероглифов Европа уже знала мифы о Исиде благодаря сочинению Плутарха «О Исиде и Осирисе».
В новое время Исида в основном интересовала композиторов: мы встречаемся с ней в «Волшебной флейте» Моцарта (1791), Люлли написал «Исиду» в 1677 г., одноименную симфоническую поэму создал Абу Бакр Кайрат в 1957 г.