Кентавры, греч., лат. центавры — мифические четвероногие существа, полулюди-полукони, жившие в Фессалии и в западной Аркадии.
За немногими исключениями, кентавры были дикими, жестокими и враждебными к людям, выступали в основном в виде анонимной массы, по именам же мы знаем немногим больше двадцати кентавров. Об их происхождении древнейшие мифы ничего не говорили. Лишь в начале 5 в. до н. э. поэт Пиндар приписал им в качестве отца человека по имени Кентавр — сына лапифского царя Иксиона и богини Нефелы, олицетворяющей облако. От Кентавра и дикой кобылицы с фессалийских гор появилось на свет племя Кентавров. В мифах восточных греков кентавры не встречались, но Малая Азия была родиной других полулюдей-полузверей (правда, двуногих) — Силенов. Более позднее поколение Кентавров во многом утратило свою дикую необузданность, вместе с Силенами и Панами оно составляло озорную свиту бога Диониса.
От массы буйных кентавров отличались лишь двое: Хирон и Фол (см. соответствующие статьи), они, кстати, отличались от остальных кентавров и происхождением. Из прочих кентавров наиболее известны коварный Несс, пытавшийся похитить у Геракла Деяниру, и Эвритион, богатырь и задира, зачинщик боя с лапифами, в котором погибло большинство кентавров.
Трагический для кентавров бой с лапифами произошел на свадьбе лапифского царя Пирифоя с Гипподамией, на которую кентавры были приглашены вместе со всеми знаменитыми героями того времени. На пиру кентавры перепились (в соответствии со своей получеловеческой природой), после чего взяла верх их звериная природа. Предводитель кентавров Эвритион ни с того ни с сего набросился вдруг на Гипподамию и попытался похитить ее. Его примеру последовали остальные кентавры, и вскоре в их руках оказались все женщины, присутствовавшие на пиру. Естественно, Пирифой, лапифы и греческие герои заступились за них. Так как в пиршественном зале оружия не было, им пришлось сражаться подручными средствами: они швыряли в кентавров вазы и стулья, били их ножками разломанных столов, дрались врукопашную. Бой закончился победой греков, из кентавров остались в живых лишь трусы, сбежавшие в леса Пелиона и дальше на юг и на запад, где их потомки прожили до конца мира греческих мифов.
«Битва лапифов с кентаврами» (кентавромахия) была одним из самых излюбленных сюжетов у греческих художников прежде всего потому, что эта битва символизировала единство греков перед лицом варваров, а ее итог — победу справедливости над бесправием, цивилизации над дикой жизнью «лесных людей». Сценами из кентавромахии греки украшали храмы, общественные здания и памятники: нам они известны по метопам на афинском Парфеноне, по западному фронтону храма Зевса в Олимпии, по афинскому Тесейону и т. д.; мы знаем также, что они украшали два древнегреческих «чуда света»: галикарнасский Мавсолей и статую Зевса (ее основание) в Олимпии. Древнейшее из сохранившихся изображений кентаврыов («Лучник стреляет в Кентавра») — на каменной печатке 9—8 вв. до н. э.
Европейские художники тоже охотно и часто возвращались к мифу о кентаврах. Кентавромахию изобразили Козимо (рубеж 15—16 вв.), Джордано (кон. 17 в., в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже), Микеланджело (рельеф, 1494); Родену принадлежат несколько статуй Кентавров и Кентавресс (ок. 1900), Бурделю — «Умирающий Кентавр» и «Кентавр, стреляющий из лука». Кнюпфер, Коринт, Матисс и Пикассо изображали кентавров на многочисленных картинах и рисунках; из 18-тонного мраморного блока вытесал «Кентавра» Э. Неизвестный в югославском курортном городе Врнячка-Баня.
В картинной галерее Пражского Града есть картина Рени «Кентавр Несс похищает Деяниру», во Вртбовском дворце в Праге — фреска «Кентавр» (ок. 1720), в Пражской Национальной галерее — картина Барила «Кентавр и Лапиф» (1848). Картина Бёклина «Кентавр и деревенский кузнец» (1874) вдохновила Ярослава Врхлицкого на одноименную поэму в 1877 г.
Однако самый большой памятник побежденным Кентаврам сотворили астрономы, присвоившие их имя созвездию Центавр (латинизированная форма слова «кентавр»).
Кентавры часто упоминаются в литературе:
Покров, упитанный язвительною кровью,
Кентавра мстящий дар…
— А. С. Пушкин, «Из А. Шенье» (1835).