Кидиппа, греч. — жрица Геры в Аргосе, мать Битона и Клеобиса.
Когда однажды Кидиппа должна была участвовать в празднествах в храме Геры, примерно в десяти километрах от Аргоса, ей не привели быков, которые должны были доставить ее туда. Чтобы мать не опоздала на празднество, Клеобис и Битон запряглись в колесницу, и Кидиппа прибыла на место вовремя и с достоинством, подобающим жрице. Растроганная любовью и самоотверженностью сыновей, Кидиппа попросила Геру вознаградить их самым прекрасным даром, какой только существует на свете. Тогда Клеобис и Битон заснули сладким сном, от которого больше уже не проснулись: боги рассудили, что сладкая и неожиданная смерть в молодости — самый лучший дар и наивысшее счастье, которое может постигнуть человека, раз уж он родился на свет.
Белый зал Гатчинского дворца. Рельеф «Кидиппа (Арисия) на колеснице»
Кроме жрицы Кидиппы, из античной поэзии (прежде всего, от Каллимаха и Овидия) нам известна афинская девушка, ее тезка, которая является скорее литературным, чем мифическим образом. В нее влюбился юноша Аконтий с острова Кеос и, чтобы получить ее в жены, во время празднества в храме Артемиды бросил к ногам Кидиппы гранатовое яблоко с надписью: «Клянусь Артемидой, что выйду замуж только за Аконтия». Прочтя эти слова вслух, девушка связала себя клятвой. Родители хотели выдать Кидиппу за другого молодого человека, но заболели, и от свадьбы пришлось отказаться. Эта история повторилась трижды. Узнав от прорицательницы в дельфийском храме Аполлона о клятве Кидиппы, родители позволили Кидиппе выйти замуж за Аконтия — к радости обоих молодых людей.
Если афинская Кидиппа — персонаж одной из популярных любовных историй, то история жрицы Кидиппы или, скорее, проблематичный дар богов ее сыновьям произвели на античный мир глубокое впечатление и дали толчок к обильным философским размышлениям на эту тему. После Геродота, который первым зафиксировал эту историю, к ней возвращались Полибий, Плутарх, Павсаний, Лукиан и другие авторы.
Аргивяне почитали Битона и Клеобиса как героев. Они посвятили им статуи в аргосском Герайоне и в Дельфах, там их «старинные изображения» увидел Геродот. И эти дельфийские статуи (созданные Полимедом из Аргоса ок. 590 до н. э.) нашлись. Они больше натуральной величины и в своей статичной оцепенелости представляют тип архаического «куроса» («юноши»). Сегодня они занимают специальный зал Археологического музея в Дельфах.