Кориолан, легендарный герой и предатель Рима (Гней Марций)

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Кориолан, лат. — легендарный герой и предатель Рима первых лет Римской республики. Собственное его имя было Гней Марций, свое происхождение он вел от четвертого римского царя Анка Марция (Кориолан был его правнуком), а Кориолан — его прозвище, полученное как почетный титул после завоевания столицы вольсков, города Кориолы. Кориолан отличался силой и отвагой, пренебрегал наслаждениями и богатством, его жизненной целью, единственным желанием было превзойти всех своими заслугами перед родиной. В то же время Кориолан воплощал собой всю аристократическую надменность и спесь — и это, в конечном счете, превратило все его похвальные качества в прямую их противоположность.

На войну с вольсками Кориолан отправился уже как опытный воин, увенчанный славой в сражениях с этрусками, сабинянами и латинами. Когда римское войско, возглавляемое консулом Коминием, осадило Кориолы, вольски из других городов объединились и напали на римлян с тыла. Тогда Коминий разделил свои силы. Под стенами города он оставил небольшой отряд под командованием Тита Ларция, а сам с основными силами выступил против наступающих вольсков. Защитники Кориол воспользовались ситуацией и предприняли вылазку. Римлянам пришлось отступить, но Гней Марций остановил отступление, с небольшим отрядом пробился сквозь вражеские ряды, ворвался в город и взял его, как говорил Плутарх, «в невиданном бою, проявляя силу рук, быстроту ног и мужество духа». Затем, возглавив отряд добровольцев, он выступил против объединенных войск вольсков, напавших на главные силы римлян, и нанес им сокрушительное поражение. И так же, как после предыдущих боев, он отказался взять большую часть добычи по сравнению со всеми остальными воинами. Зато Гней Марций не отказался от того, чтобы ему присвоили почетное прозвище Кориолан.

Поскольку в те неспокойные времена в Риме превыше всего ценилась воинская доблесть, Гней Марций Кориолан пользовался всеобщим уважением, но отнюдь не популярностью (о любви и вовсе говорить не приходится). В политическом отношении он стоял на позициях, которые мы сегодня назвали бы крайне правыми. В конфликте между плебеями и патрициями, который привел к уходу плебеев из Рима на Священную гору, Кориолан требовал вернуть беглецов насилием. Когда во время голода сицилийский правитель Гелон прислал римлянам хлеб, Кориолан воспротивился решению бесплатно выделить хлеб городской бедноте. Кориолан противопоставлял себя даже большинству патрициев. Когда сенат не согласился с его предложением объявить войну городу Антию, для которой не было никаких оснований, Кориолан сам предпринял ее вместе со своими приверженцами. По возвращении Кориолан решил взять дела в Риме в свои руки и выставил свою кандидатуру на должность консула. Однако на предвыборном собрании он выступил с такой высокомерной и кичливой речью, что народ его не избрал. Победитель на полях сражений не стерпел поражения на выборах, а так как он думал, что причиной этого поражения были интриги народных трибунов, он потребовал упразднить эту выборную должность. Когда же трибуны, пользуясь своим правом, призвали его к ответу, Кориолан грубо оскорбил их уполномоченных. В Риме началось народное возмущение, и консулы заставили Кориолан извиниться перед народным собранием. Однако он говорил в таком оскорбительном тоне, что трибуны назвали его врагом народа, который притязает на единоличную власть, и потребовали для него смертной казни. Однако, учитывая его прошлые заслуги в деле защиты родины, народное собрание смягчило приговор и осудило его лишь на изгнание.

Тогда Кориолан решился на шаг, увековечивший его имя на века: он явился в город вольсков Антий, совсем недавно взятый им и разоренный, разыскал там своего былого врага Тулла Амфидия и предложил ему свои услуги в борьбе с Римом. Вместе с Амфидием Кориолан возглавил объединенное войско вольсков, чтобы использовать его как орудие мести.

Весть о приближении Кориолана вызвала в Риме панику. Когда стало известно, что он разоряет усадьбы плебеев, напуганное народное собрание отменило свое решение об изгнании Кориолана, а сенат направил к нему послов с просьбой отказаться от военных действий и вернуться в Рим. Кориолан стал диктовать такие условия, будто он уже одержал победу; тем не менее, сенат изъявил готовность к переговорам, но Кориолан настаивал на немедленном и безоговорочном принятии своих требований. Тогда римляне прислали к нему делегацию из жрецов, которые тоже заклинали его пощадить родной город. Однако гордыня и злоба заглушили в Кориолане все чувства и голос разума — он был неумолим.

Гибель Рима казалась неотвратимой. По первому слову Кориолана огромная армия готова была штурмовать городские стены, возведенные Ромулом. Однако Юпитер, покровитель Рима, внушил одной из римлянок мысль обратиться к матери Кориолана, Ветурии, и его жене Волумнии. И надменный, неумолимый Кориолан склонил голову перед матерью, которая пришла к нему во главе посольства римлянок: «Только ты могла победить меня, — и я ухожу!» Так предатель Рима стал предателем вольсков и погиб смертью предателя: Тулл Амфидий велел убить Кориолана. Никто, кроме матери и жены Кориолана, не оплакивал его смерть.

Предание о Кориолане трактуется античными источниками как подлинное событие. Но то же делалось и с другими подобными преданиями и легендами. Нет никаких свидетельств существования Кориолана; в лучшем случае можно допустить, что это предание отражает какие-то исторические события. Большинство исследователей относит его возникновение к сравнительно поздним временам (Моммзен, например, — к 3 в. до н. э.), другие видят в нем попытку объяснить происхождение храма «Фортуны Мулиэбрис» («Фортуны Женщин»), который якобы воздвигли римляне в память об успешном исходе посольства римских женщин к Кориолану. О Кориолане мы знаем, прежде всего, от Ливия («История», 1 в. до н. э.) и от Плутарха («Сравнительные жизнеописания», 1 в. н. э.).

Картина Синьорелли «Кориолан и его семья» (рубеж 15—16 вв.) относится к первым произведениям нового времени на сюжет римских преданий. Но еще больше, чем художников, привлекал образ Кориолана поэтов и композиторов. Рассказ Плутарха лег в основу трагедии Шекспира «Кориолан» (1607) и одноименной драматической поэмы Коллина, которая вдохновила Бетховена на его «Кориолан». Оперу «Кориолан» (1974) создал известный словацкий композитор Циккер.

В статье использованы кадры фильма «Кориолан» (англ. Coriolanus), драматического триллера режиссёра Рэйфа Файнса. Сюжет основан на одноименной трагедии Уильяма Шекспира. В главных ролях снялись Джерард Батлер и Рэйф Файнс. Мировая премьера фильма состоялась 14 февраля 2011 года в основной конкурсной программе 61-го Берлинского кинофестиваля, в России премьеру перенесли на январь 2012 года. В картине был сохранён шекспировский слог, но при этом режиссёр перенес действия с древнеримских улиц в современный антураж.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.