Лукреция, лат. — супруга Тарквиния Коллатина, которую обесчестил Секст Тарквиний, сын царя, что привело к свержению царской власти и провозглашению Рима республикой.
Римские историки считали Лукрецию исторической личностью, однако доказательств ее существования у нас нет (хотя рассказ о ней, возможно, содержит историческое ядро). Наиболее известное и цельное изложение этого события дано древнеримским историком Ливием в его «Истории Рима от основания города» (последние годы до н. э.).
Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого — тирана на троне. Он пришел к власти насилием, не уважал традиционные обычаи и законы, принуждал своих подданных к унизительным работам, велел части населения выселиться из Рима и вообще всячески ущемлял личную свободу римлян. Объявив войну соседнему городу Ардее, Тарквиний Гордый требовал от своих воинов жесточайшей дисциплины, а сам в это время развлекался со своими друзьями, то и дело покидал армию, чтобы наведаться в Рим. Народ был недоволен, роптал, но терпел. Наконец, чаша его терпения переполнилась, последней каплей явился позорный поступок царского сына Секста.
Во время одной из частых пирушек в лагере под Ардеей, устроенной Секстом Тарквинием, завязался разговор о супругах, оставленных в Риме. Военачальники наперебой расхваливали достоинства своих жен, особенно их супружескую верность, и тогда один из них, Тарквиний Коллатин, предложил убедиться в этом собственными глазами. Оседлав коней, компания направилась в Рим, и то, что они там увидели, мягко говоря, удивило их. Знатные дамы весело проводили время в обществе кавалеров, привычных доказывать свое мужество не на поле боя, а в более приятных условиях. Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла. Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет. Во время очередной своей отлучки в Рим он навестил Лукрецию в отсутствие ее мужа и попросил разрешения заночевать в ее доме. Ночью он попытался соблазнить ее, а так как Лукреция не поддавалась ни просьбам, ни угрозам, он овладел ею силой. Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями. Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее. «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. Свидетельством этому будет моя смерть!» Тщетно ее утешали и уговаривали. «Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести!» Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце.
Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города. Луций Юний Брут, друг Коллатина и свидетель самоубийства Лукреции, выступил от имени всех: он говорил о надменности царя и его семьи, об оскорблениях и унижениях римских граждан, о том, что с тиранией нужно покончить раз и навсегда. Римский народ лишил Тарквиния Гордого власти, изгнал его вместе с женой и сыновьями из города и упразднил титул царя на все времена. Вместо царя государство возглавили два выборных консула, Рим провозгласил себя республикой. Считается, что это произошло в 243 г. от основания Рима, т. е. в 510 г. до н. э.
Лукреция стала блистательным образцом нравственной силы и благородства римской (и не только римской) женщины и супруги; правда, образец этот чаще воспевают, чем ему следуют. Лукрецию воспели поэты многих народов и столетий, в том числе Овидий (во второй книге цикла «Фасты») и Шекспир («Лукреция», 1594).
Наиболее известные из многочисленных картин: «Самоубийство Лукреции» Дюрера и Кранаха Старшего (обе относятся к нач. 16 в.), «Тарквиний и Лукреция» Рубенса (1608—1614), Тициана (2-я пол. 16 в.), Тинторетто (16 в.), Верэйка (сер. 16 в., ранее приписывалась Массису, находится в картинной галерее Пражского Града), Биливерти (1-я пол. 17 в.).
Судьба Лукреции — благодарная тема для драматургии; достаточно напомнить об «Освобожденном Риме» Лессинга (1757) или «Римской Лукреции в Константинополе» Гольдони (1737), из современных произведений — о «Лукреции» Обея (1931), по которой в 1946 г. написал оперу Бриттен.