Нехбет (Нехебет, Нехебт) – богиня в облике белого грифа, хранительница царской власти и фараонов, персонификация Верхнего Египта; покровительница рожениц и помощница в родах.
Нехбет обычно изображается как стервятник с протянутыми крыльями, держа в своих когтях «шен» — символ вечности, а иногда «перо Маат». Она приняла форму самой большой летающей птицы, известной египтянам – белого сипа (разновидность грифа). Жители Древнего Египта испытывали суеверный страх перед этими огромными стервятниками, пожирающими тела, похороненные в пустыне. Из-за его огромного размера и способности воспарить высоко в небо, стервятник, как полагали древние египтяне, был ближе богу Ра, который, по их мнению, проживал выше неба. Таким образом, стервятник связан с миром богов. С другой стороны, широкий размах крыльев стервятника может рассматриваться как защитное укрытие для его детей. Стервятник, выполняющий роль матери и обеспечивающий защиту своим птенцам, был для египтян примером материнства. То есть, египтяне одновременно и страшно боялись гнева Нехбет, и в тоже время почитали ее как защитницу. Все эти качества вдохновляли воображение древних египтян, благодаря чему она предстает в египетской иконографии в разнообразных образах и символах.
Богиня-стервятник иногда принимала облик другого опасного животного – длиннорогой дикой коровы, обитавшей в болотистых местностях. Но в этом образе были и «добрые» черты — она отождествлялась с богиней-матерью (богиней Мут), кормящей своим молоком фараона-ребенка, помогающей при родах матери фараона. В этой ипостаси она имела имя «Великая белая корова Нехбет». В «Текстах пирамид» она упоминается именно как традиционная богиня-мать. Начиная с Нового царства, она стала почитаться не только как защитница новорожденного фараона, но и всех рожениц. Эти ассоциации привели к тому, что древние греки идентифицировали ее со своей богиней деторождения Эйлитией.
По космогоническим взглядам древних египтян эта богиня существовала в водах хаоса (Нун) еще до создания мира. Она уважалась как патронесса природы и процесса ее (природы) создания. Видимо, эти взгляды способствовали возникновению представления о ней как жене нильского бога Хапи (который оживляет, оплодотворяет природу своими водами).
Для египетских фараонов, защитницей которых была Некхеб, ее почитание было важным делом в их жизни. Из Палермского камня известно, что фараон V династии Усеркаф приказал предоставлять ежедневно «в южное прибежище» богини 10 порций хлеба и пива. Во время празднования 30-летнего юбилея фараона, которому был посвящен специальный праздник — «Сед», изображение Некхеб устанавливалось на носу ладьи владыки Египта. Фараоны строили храмы и святилища, посвященные ей. Фараон XVIII династии Аменемхотеп II построил большой храм богини в одноименном городе Некхеб на месте древнего храма этой же богини, возведенный по приказу фараонов еще Древнего царства. Фараон XIX династии Рамсес II значительно расширил этот храм. Под храмом существовали склепы, в которых находились тщательно выполненные рельефы с различными сценами. Рядом с храмом было священное озеро, являвшееся частью продуманного архитектурного дизайна. Последние храмовые сооружения относятся ко времени фараонов XXIX и XX династий.
Нехбет тесно связана с богом солнца Ра. В некоторых текстах она фигурирует в качестве «дочери Ра». Она является «Глазом Ра», а именно Луной. Поэтому она может выступать и в качестве лунной богини. В качестве «Глаза Ра» Нехбет связана с другими богинями, которые имеют это же название — Бастет, Тефнут, Сехмет, Хатхор, Исида, и ее «напарница» в дуальности, Уто. Нехбет часто изображается на голове Ра и фараонов, чтобы охранять их и низвергать огонь на их врагов. В качестве «военной богини» она часто изображается выше фараона, защищая его от врагов во многих военных сценах.