Пирам — вавилонский юноша, прославившийся своей любовью к Фисбе.
Красотой Пирам превосходил всех представителей мужского пола в огромном городе царицы Семирамиды. Его любимая, Фисба, была не менее прекрасна. Они знали друг друга с детства, так как жили в соседних домах, однако их родители враждовали между собой и не позволяли влюбленным встречаться. Но Пирам и Фисба нашли щель в стене, разделявшей дома их родителей, и могли хотя бы перешептываться, ловя дыхание друг друга. Так как на большее им нельзя было рассчитывать, Пирам и Фисба решили бежать ночью из своих домов и из города. Встретиться они договорились под тутовым деревом у гробницы царя Нина.
Обманув бдительность домашних, Фисба благополучно выбралась из дома, закутав лицо покрывалом, и вскоре пришла к тутовому дереву, белые плоды которого светились в лунной ночи. Вскоре она услышала шорох. Но вместо Пирама появилась львица с кровавой мордой, только что растерзавшая быка, — она пришла напиться воды в соседнем источнике. Перепуганная Фисба скрылась в темной пещере, находившейся в священной роще за гробницей, в спешке уронив свое покрывало. Львица утолила жажду, на обратном пути наткнулась на покрывало, растерзала его своей окровавленной пастью и ушла. Тут же на назначенном месте встречи появился запоздавший Пирам, увидел клочья покрывала, запятнанные кровью, следы львицы на песке — и ему все стало ясно. В отчаянии, что Фисба пала жертвой хищного зверя, Пирам заколол себя мечом.
Когда все стихло, Фисба вернулась на условленное место. Еще издали она увидела, что ягоды на дереве покраснели, словно окрашенные кровью (и это действительно была кровь Пирама, напоившая землю и впитанная корнями дерева). Обнаружив в тени дерева тело возлюбленного, Фисба пронзила грудь окровавленным мечом Пирама, мечтая об одном: чтобы их похоронили в общей могиле. А ягоды тутового дерева (шелковицы) в память об этом событии остались «скорбны и темны вовек».
В первые столетия нашей эры история Пирама и Фисбы была популярна не меньше, чем история Ромео и Джульетты в наши дни. Ее происхождение неясно; нам же она известна из «Метаморфоз» Овидия. Лучшее из немногочисленных античных изображений Пирама и Фисбы, мозаика 3 в. н. э., было обнаружено при раскопках так называемой «виллы Диониса» в кипрском Новом Пафосе. В 1974 г. она была буквально «расстреляна» при налете турецкой авиации; однако грекам удалось ее реконструировать.
В европейской литературе наиболее известны обработки этого сюжета Чосером уже в 14 в. («Повесть о Пираме и Фисбе») и Шекспиром в «Сне в летнюю ночь» (1595–1596). Драму «Пирам и Фисба» сочинил Бертран (1787), музыку к ней — Бенда. Одноименную оперу написал ок. 1700 г. Куссер, в 1746 г. — Глюк, в 1872 г. — Геллерт. Одной из первых шведских пьес стала комедия «Фисба» Астеропея (1610).
Известны картины на этот сюжет Кранаха Старшего (1520 — 1525), Гольбейна Младшего (примерно в то же время), Романо (ок. 1530), Рембрандта, Пуссена, Рубенса (или одного из его учеников; эта картина находилась в Пражском Граде, но в начале 18 в. бесследно исчезла). Одноименная картина Шутта (17 в.) имеется в Августинианском монастыре в Брно, рельеф Джальди (1590) — во дворце Хауншильда в Оломоуце, плафон работы Бьянко (1625 — 1630) — в Вальдштейнском дворце в Праге.