Сатиры, горные и лесные демо­ны, входили в свиту бога Диониса.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Сатиры, греч. — горные и лесные демо­ны, входили в свиту бога Диониса.

Беспутные, озорные, лукавые, настырные и всегда веселые Сатиры интересовались только вином и женщинами и прочими немудря­щими удовольствиями. Если они не пасли скот или не гонялись за нимфами, то про­водили время за танцами и музыкой. Из­любленными инструментами Сатиров были флей­ты, свирели, цимбалы и, как ни странно, волынки. С людьми они общались без осо­бой охоты: то убегали от них, то пугали или нападали на них. Из мифологических существ они лучше всего уживались с силе­

нами и панами, с которыми их иногда пута­ли люди. Из богов Сатиры больше всего любили Диониса, а некоторые даже считали его своим отцом. Другие же называли своим отцом Гермеса, хотя их, как правило, мало волновали генеалогические тонкости.

Согласно древнейшим представлениям, у Сатиров были козлиные ноги и уши, тупые и широкие носы, взъерошенные волосы и рожки на лбу. Со временем они все боль­ше приближались к человеческому облику, а от прежней внешности остались только козлиные уши и рожки.

Сохранилось множество античных изоб­ражений С. На вазах их изображали такие мастера, как Софил, Клитий, Дурис, Эпик­тет, Макрон. Из статуй и статуэток Сатиров мож­но отметить «Танцующего Сатира» из Помпей (3 — 2 вв. до н. э.), «Сатир с младенцем Диони­сом» (2 в. до н. э.), так называемого «Сатира из Стоби» (2 в. до н. э.), «Спящего Сатира» («Фавн Барберини», 3 в. до н. э.) и несколько копий «Сатиров» работы Праксителя или Лисиппа (4 в. до н. э.).

В новое время к сотням античных Сотиров добавились новые тысячи Сотиров, в основном выполненные в нетворческой, подражательной манере. Однако Сотиров охотно изображали и такие мастера, как Дюрер, Веронезе, Тин­торетто, Рубенс, Иордане, Пуссен и другие; в нашем веке к ним присоединились Матисс и Пикассо, который, в числе прочего, увле­кался и вазописью («Сатир с нимфами», 1950). С. появляются в европейской поэзии (например, у Гёте, Гюго, Врхлицкого) и му­зыке, например в опере «Сатир» Браусснерна (1923) и одноименной опере Боршковца (1942).

В современном языке С. — синоним пья­ного и похотливого существа: «Сатир явил­ся пьяный…/Он смутными глазами/Пути домой искал/И козьими ногами/Едва пере­ступал… «А. С. Пушкин, «Фавн и пастуш­ка» (1816).

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.