Беспутные, озорные, лукавые, настырные и всегда веселые Сатиры интересовались только вином и женщинами и прочими немудрящими удовольствиями. Если они не пасли скот или не гонялись за нимфами, то проводили время за танцами и музыкой. Излюбленными инструментами Сатиров были флейты, свирели, цимбалы и, как ни странно, волынки. С людьми они общались без особой охоты: то убегали от них, то пугали или нападали на них. Из мифологических существ они лучше всего уживались с силе
нами и панами, с которыми их иногда путали люди. Из богов Сатиры больше всего любили Диониса, а некоторые даже считали его своим отцом. Другие же называли своим отцом Гермеса, хотя их, как правило, мало волновали генеалогические тонкости.
Согласно древнейшим представлениям, у Сатиров были козлиные ноги и уши, тупые и широкие носы, взъерошенные волосы и рожки на лбу. Со временем они все больше приближались к человеческому облику, а от прежней внешности остались только козлиные уши и рожки.
В новое время к сотням античных Сотиров добавились новые тысячи Сотиров, в основном выполненные в нетворческой, подражательной манере. Однако Сотиров охотно изображали и такие мастера, как Дюрер, Веронезе, Тинторетто, Рубенс, Иордане, Пуссен и другие; в нашем веке к ним присоединились Матисс и Пикассо, который, в числе прочего, увлекался и вазописью («Сатир с нимфами», 1950). С. появляются в европейской поэзии (например, у Гёте, Гюго, Врхлицкого) и музыке, например в опере «Сатир» Браусснерна (1923) и одноименной опере Боршковца (1942).
В современном языке С. — синоним пьяного и похотливого существа: «Сатир явился пьяный…/Он смутными глазами/Пути домой искал/И козьими ногами/Едва переступал… «А. С. Пушкин, «Фавн и пастушка» (1816).