Тантал, греч. — сын Зевса и океаниды Плуты (или царицы Омфалы), царь города Сипила.
Тантал был осыпан всеми дарами счастья. Отец любил его больше всех своих земных сыновей, окружил его богатством, отвратил от него все заботы, беды и страдания, лично посещал его вместе с другими богами и приглашал на Олимп, на пиры и собрания богов. Благоволение царя богов вскружило ТАНТАЛУ голову, и он стал считать себя не только сверхчеловеком, но и богом, равным самому Зевсу. Отец прощал ему многое: и то, что ТАНТАЛ уносил со стола богов пищу, дарующую им вечную жизнь и вечную свежесть, а потом раздавал ее своим приятелям; и то, что ТАНТАЛ разглашал тайны, услышанные на совете богов; и даже тогда не наказал его Зевс, когда в ответ на предложение выполнить любую его просьбу ТАНТАЛ надменно заявил: «Чего мне желать от богов? Удел, предначертанный мне судьбой, лучше удела богов!»
Но всему есть предел: как только ТАНТАЛ переступил его и начал обманывать богов, терпение Зевса истощилось. На первый раз, когда ТАНТАЛ спрятал у себя золотую собаку, украденную Пандареем, и поклялся Гермесу, что знать о ней не знает, Зевс ограничился серьезным предупреждением. Во второй раз он его не простил.
Во-первых, ТАНТАЛ затронул очень щекотливую для богов проблему: он усомнился во всеведении богов и решил подвергнуть их испытанию. Во-вторых, ТАНТАЛ сделал это самым несуразным образом, чтобы не сказать хуже: он убил своего сына Пелопа, разрезал его на куски, зажарил, украсил аппетитным гарниром и подал на стол богам. Продолжение этой неаппетитной истории — в статье «Пелоп», здесь же мы напомним лишь о приговоре, вынесенном Зевсом на месте преступления; он обрек ТАНТАЛА на вечные мучения в мрачном царстве Аида: ТАНТАЛ стоит по горло в прозрачной воде, но не может утолить жажду — стоит ему нагнуться, как вода отступает. Над его головой нависают ветви с сочными плодами — апельсинами, смоквами (инжиром), грушами, яблоками, виноградом, — но как только ТАНТАЛ протягивает к ним руку, ветер приподнимает ветви. Кроме вечной жажды и голода («Танталовы муки»), его мучит вечный страх, так как над ним нависает огромная скала, готовая обрушиться на него в любую секунду.
Древнейшее упоминание о ТАНТАЛЕ — в «Одиссее» Гомера, но там говорится только о его наказании, причем скала над его головой отсутствует. О краже амброзии и нектара со стола богов сообщает Пиндар. Еврипид считает, что Зевс наказал ТАНТАЛА за гордыню и разглашение тайн, которые должны были оставаться для людей сокровенными. По поводу мотивов убийства Пелопа среди античных авторов нет единства. Кое-кто считает даже, что это произошло по желанию богов (по аналогии с библейским Авраамом, которому Бог велел убить сына Исаака). Другие видели в этом своеобразный протест ТАНТАЛА против человеческих жертвоприношений, которых требовали древнейшие боги. Что же касается скалы над головой ТАНТАЛА (на фоне общей картины она выглядит довольно нелогично), то преобладает мнение, что скала — след первоначальной, упрощенной версии мифа о ТАНТАЛЕ. В реконструированном виде эта версия напоминает «Дамоклов меч»: ТАНТАЛ просит у Зевса блаженной жизни, которой наслаждаются боги. Зевс выполнил его просьбу, но в то же время повесил над его головой огромную каменную глыбу, в любую минуту готовую рухнуть. Смысл этой притчи в том, что человек никогда не может быть абсолютно счастлив, так как любое счастье в любую минуту может превратиться в свою противоположность. Так или иначе, миф о ТАНТАЛ Есчитается одним из древнейших и лучших примеров наказания человеческой гордыни, надменности и дерзости — короче, того, что у греков называется «гибрис».
В греческой мифологии нет единства по поводу жены ТАНТАЛА: чаще всего называют Эврианассу, дочь речного бога Пактола, но также и Эврифемисту, дочь речного бога Ксанфа, или плеяду Диону, а из числа смертных женщин — Клитию, дочь царя Амфидаманта. Зато известны еще два ТАНТАЛА: сын Ниобы (дочери сипильского Тантала), убитый Аполлоном в наказание за гордыню матери, и сын микенского царя Фиеста. ТАНТАЛА, сына Фиеста, ждала та же судьба, что и Пелопа, с той лишь разницей, что его никто не воскресил.
До нас дошло несколько изображений ТАНТАЛА на вазах и на рельефах римских саркофагов. Знаменитая картина Тициана «Муки Тантала» (1549—1550) в конце 17 в. пропала при загадочных обстоятельствах.
Современные исследователи не раз пытались найти родной город Тантала Сипил, хотя, судя по рассказам античных авторов, он исчез без следа (а может, и вообще не существовал). В основном его искали в районе горного массива Сипулидаг в Турции, к северо-востоку от Измира (Смирны). Все поиски были безуспешны, а «Танталова гробница», которую в 1836 г. открыл Тексье у подножия горы Тмол традиционное название одной из древних лидийских гробниц. Зато в античных текстах мы иногда встречаемся с «Танталовыми садами» — это выражение означало нечто призрачное, несуществующее.