Телемах (Телемак), греч. — сын Одиссея и Пенелопы.
Его детство и юность были безрадостными: ни любовь матери, ни попечение мудрого воспитателя Ментора не могли заменить ему отца, ушедшего в поход на далекую Трою. Телемах ничего не знал о судьбе отца в течение десяти лет, на которые растянулась троянская война, а затем еще десять лет — так долго добирался Одиссей из Трои на родную Итаку. В то время когда юноши обычно еще сами нуждаются в отцовской опеке, Телемах должен был опекать и поддерживать мать, которую донимали многочисленные женихи, уверенные в гибели Одиссея. Эта задача была не под силу Телемаху, однако он взял ее на себя без колебаний; и это чувство ответственности сделало его героем, которого тысячелетия спустя ставили в пример молодежи.
«Телемах в гостях у Менелая и Елены», Жан-Жак Лагрене
Ситуация, в которой пришлось действовать Телемах, описана в статьях об Одиссее и Пенелопе. Телемах понимал, что разгульных женихов, разорявших их дом, нужно как-то унять, но в одиночку он никак не мог с ними справиться. Он созвал народное собрание, надеясь, что оно своим решением заставит женихов покинуть дом Одиссея, но женихи просто-напросто разогнали народ. Тогда Телемах решил отправиться на поиски отца, так как не верил многочисленным сообщениям о его смерти. Это был смелый поступок: с одной стороны, Телемах знал, какие опасности его подстерегают, с другой — не знал, где ему следует искать отца. Вначале он отправился к мудрому пилосскому царю Нестору за советом. Нестор послал его к спартанскому царю Менелаю, который вернулся из Трои последним и мог что-нибудь знать об Одиссее. В Спарте Телемах узнал, что его отец жив, что три года он скитался по далеким морям и странам, а теперь живет на острове нимфы Калипсо, которая не отпускает его от себя. Как выяснилось впоследствии, информация Менелая (полученная им от морского бога Протея в Египте) была верной, но устарелой. К тому времени Калипсо уже отпустила Одиссея, и он приближался к дому. Это открыла Телемаху во сне богиня Афина, неизменная покровительница Одиссея и его семьи; она же предупредила Телемаха о засаде, организованной женихами, и посоветовала ему не возвращаться в итакийскую гавань, а сойти на берег отдаленного залива и отправиться к свинопасу Эвмею. Там Телемах встретил незнакомого старика — это был Одиссей, которому Афина придала облик нищего старца, чтобы женихи преждевременно не узнали его и не расправились с ним.
Открывшись сыну, Одиссей тут же принялся разрабатывать с ним план операции, которую и осуществил с помощью Телемаха и Эвмея. Неузнанный Одиссей пришел в свой дворец, в кровопролитном бою перебил всех самозваных претендентов на руку Пенелопы и снова взял в свои руки власть над домом и царством.
Героиня компьютерной игры Aion Телемах Алекто
Так как «Одиссея» Гомера заканчивается избиением женихов и воцарением мира на Итаке, мы ничего не узнаем из нее о дальнейшей судьбе Телемаха. О ней рассказывает Эвгаммон из Кирены в «Телегонии» (см. конец статьи «Телегон»). После гибели Одиссея от руки Телегона Телемах попадает на остров волшебницы Кирки и женится на ней. По рассказам других авторов, Телемах женился на Поликасте, дочери пилосского царя Нестора, или на Навсикае, дочери феакийского царя Алкиноя.
Изображения Телемаха знакомы нам по нескольким античным вазам (сюжеты «Пенелопа ткет саван Лаэрту» и «Одиссей избивает женихов») и по немногочисленным картинам европейских художников; лучшая из них — «Приключения Телемаха» Рубенса (1628).
Роман «Приключения Телемаха» Фенелона (1694), очень быстро распространившийся по всей Европе в оригинале и в переводах, чрезвычайно содействовал популярности Телемаха. Оперы под названием «Телемах» написали Кампра (1704), Глюк (1765) и Буальдьё (1806).