Тиррен, греч. — сын лидийского царя Атиса, основоположник этрусского государства в Италии.
Как рассказывает Геродот, во времена правления Атиса в Ливии начался голод. Сперва лидийцы мужественно переносили лишения: они придумали игры с мячом и в кости и играли в них через день с утра до вечера, чтобы забыть о пище. Благодаря такой диете (каждый второй день — пост) они сократили расход продовольствия вдвое. Но когда этот режим питания растянулся на 18 лет и конца ему не предвиделось, царь решил проблему более радикальным способом. Он разделил население на две части и решил жребием, какая половина останется на родине и какая выселится, чтобы искать себе пропитания в других краях. Предводителем переселенцев он назначил своего сына Тиррена. Эмигранты сосредоточились в Смирне, построили корабли и отплыли на запад. Окончательно они обосновались только в Центральной Италии, и Тиррен основал там город Агиллу (этрусскую Цисру, которая затем стала называться Цере, а теперь называется Черветери). По имени своего первого царя переселенцы стали называть себя тирренами.
В отличие от Геродота, Страбон утверждает, что Тиррен дал свое имя только новому месту поселения, а тиррены вывели свое имя уже из названия страны. Разница не так уж велика, но в любом случае известно, что греки с незапамятных времен называли их тирренами или тирсенами, а римляне, ближайшие их соседи, — этрусками или тусками. Обе формы их имени сохранились в названии Тирренского моря и итальянской области Тосканы. (Кстати, когда в 1801 г. Наполеон искусственно образовал на территории Тосканы зависимое королевство, он дал ему древнее имя Этрурии; однако, в отличие от древней Этрурии, это королевство просуществовало всего семь лет и вскоре стало опять называться Тосканой.)
Хотя Геродота называют «отцом истории», а Страбона — «отцом географии», их рассказы о Тиррене следует считать легендой. (Тем более что сами тиррены или этруски называли себя «ретами» или «расеннами».) Если верить их рассказам, этрусков следовало бы считать лидийскими колонистами в Италии. Многие современные исследователи в принципе соглашаются с ними, другие видят в этрусках пришельцев из-за Альп, третьи считают их исконными жителями Апеннинского полуострова. Все эти точки зрения высказывались уже в древности. Лучше не будем их разбирать, иначе мы безнадежно увязнем в вопросе о происхождении этрусков — самом запутанном узле чрезвычайно сложной «этрусской проблемы». Нельзя отрицать, что в малоазийской Лидии были обнаружены гробницы, похожие на этрусские, и что на острове Лемнос найдена надпись, письменность которой (а может быть, и язык) похожа на этрусскую, но дело в том, что этрусский язык до сих пор не расшифрован, несмотря на изобилие фактического материала. Во всяком случае, Боссерт, лучший знаток древностей в этом районе земного шара, утверждает: «Несмотря на все усилия, присутствие этрусков в Малой Азии с точностью не доказано: ни археологически, ни исторически, ни лингвистически».
Конечно, новые находки могут преподнести в будущем любой сюрприз, но пока Тиррен спокойно может пребывать в компании мифических героев — так же как Эллин, Дардан, Эней, Ромул, или праотец чехов Чех, или основатель Киева Кий.