Пенелопа, греч. — дочь акарнанского царя Икария и его супруги Перибеи, супруга Одиссея, царя Итаки.
До сих пор Пенелопа остается замечательным примером супружеской любви и верности; однако в Древней Греции вошла в пословицу и смекалка Пенелопы, которая ей понадобилась, чтобы уклониться от предложений многочисленных искателей ее руки. Об этой смекалке свидетельствует не только история с саваном для Лаэрта, отца Одиссея, но и проверка, которой она подвергла самого Одиссея после избиения женихов. Горький жизненный опыт, накопленный Пенелопой в отсутствие Одиссея, научил ее не доверять мужчинам, поэтому она упорно отказывалась признать в пришельце своего мужа.
Наконец Одиссей, потеряв терпение, потребовал, чтобы ему приготовили отдельную постель для отдыха. Тогда Пенелопа велела слугам выставить кровать из спальни в другую комнату. Одиссей изумился: как можно вынести кровать, если он сам когда-то соорудил ее на пне огромной невыкорчеванной маслины и лишь после этого возвел вокруг нее стены спальни; поэтому перенести кровать было просто невозможно. Своими словами Одиссей убедил Пенелопу, что он подлинно ее муж, так как эта тайна была известна только им двоим. И лишь тогда Пенелопа приняла в свои объятия долгожданного супруга, моля богов, чтобы их никогда больше не разлучала война или злосчастия судьбы.
Этим эпизодом Гомер заключает в ’’Одиссее” свой рассказ о судьбе Пенелопы. В эпической поэме ’’Телегония”, приписываемой Эвгаммону из Кирены, говорится, что Пенелопа счастливо жила с супругом до того дня, когда Одиссей был убит своим сыном Телегоном, которого Кирка родила уже после того, как Одиссей покинул ее остров. Позже Телегон женился на Пенелопе, родившей ему сына Итала, в честь которого получила свое имя Италия. Однако в сознании людей Пенелопа запечатлелась такой, какой описал ее Гомер, а за ним Овидий в своих ’’Письмах героинь”.
Античные изображения Пенелопы немногочисленны; впрочем, и из произведений европейских мастеров заслуживает внимания разве что статуя Пенелопы работы Бурделя (1909—1912).
Зато образ Пенелопы живет в трубадурской, ренессансной, барочной поэзии и во многих произведениях современных авторов, так как судьба женщины, ожидающей возвращения мужа с войны, к сожалению, все еще актуальна.