С Персеем она познакомилась при своеобразных обстоятельствах: будучи прикованной к скале на морском берегу, в ожидании морского чудовища по имени Кет, которое должно было прибыть и сожрать ее. (Кстати, от греческого слова «кетос» — «морское чудовище» — произошло русское слово «кит».)
Это чудовище наслал на царство Кефея Посейдон, чтобы отомстить за оскорбление своих многочисленных дочерей и внучек — после того как Кассиопея заявила, что она прекрасней всех морских нимф, вместе взятых. Чудовище опустошало все эфиопское царство, и одолеть его было невозможно. Тогда Кефей обратился к оракулу Амона в Ливии и получил ответ, что страну можно спасти, только пожертвовав чудовищу дочь царя Андромеду.
Узнав об этом, народ принудил Кефея последовать совету оракула. Однако судьба смилостивилась над Андромедой: когда чудовище уже приближалось к ней, появился Персей.
Юный герой попал в страну Кефея по пути с острова Горгон, где он поразил не менее опасное чудовище — Медузу. Едва увидев прекрасную Андромеду, Персей без колебаний заявил, что спасет ее, если она достанется ему в жены. Андромеда и ее родители с радостью согласились, и Персей стал готовиться к бою.
Он обул крылатые сандалии, которые позволяли ему летать, и опоясался волшебным изогнутым мечом, который приносил ему победу в любом бою. И все же, несмотря на эту экипировку и безмерную отвагу Персея, судьба схватки решилась не сразу: чудовище, естественно, не желало расставаться ни со своей добычей в лице красавицы Андромеды, ни с собственной жизнью. Наконец чаша весов все же склонилась на сторону Персея. Израненное чудовище выползло на берег, чтобы напоследок хотя бы растерзать Андромеду, но Персей добил его несколькими ударами меча. Андромеда была спасена, и вскоре во дворце Кефея праздновалась свадьба.
Но тут возникло небольшое осложнение: ранее Андромеда уже была обручена с братом Кефея Финеем. Правда, когда ей грозила смертельная опасность, он и пальцем не шевельнул, чтобы ее спасти, но тем упорнее он настаивал на своих правах после гибели чудовища.
Финей вторгся с толпой воинов в свадебный зал, обозвал Персея вором чужих невест и потребовал, чтобы он вернул ему Андромеду. Тщетно Кефей возражал, что Финей утратил свои права, когда согласился на принесение Андромеды в жертву, тщетно настаивал на своем праве Персей. Вместо ответа Финей бросил в Персея копье, но оно вонзилось в стену. Персей выдернул копье и метнул его в Финея, тот уклонился, и копье поразило одного из его спутников.
В разгоревшейся схватке перевес был на стороне Финея и его отряда, так как все участники свадьбы были безоружны. В трудную минуту Персей велел друзьям отвернуться и вынул из сумки голову Медузы. При одном взгляде на нее воины Финея превращались в камень. Как ни увиливал Финей, но и его Персей заставил взглянуть на Медузу, и он навеки застыл в трусливой, униженной позе.
После свадьбы Андромеда последовала за Персеем на остров Сериф, где жила его мать Даная, а затем в Аргос, где Персей стал царем. Там она даровала Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей: Перса, Алкея, Электриона, Сфенела, Местора, Гелея. Одним из ее правнуков был сам Геракл. После смерти боги поселили Андромеду на небесах. До сих пор она сияет в ночном небе вместе с Персеем и своими родителями, Кефеем и Кассиопеей.
Для астрономов Андромеда — созвездие, которое никогда не заходит; для поэтов и художников это тоже «вечно сияющий и манящий» сюжет.
К сожалению, до наших дней не дошло самое прославленное из античных произведений, посвященных судьбе Андромеды, — трагедия Еврипида «Андромеда» (412 до н. э.). В новое время первым к этой теме вернулся Г. Сакс («Персей и Андромеда», 16 в.), затем Кальдерон («Андромеда и Персей», ок. 1640), затем Корнель («Андромеда», 1650), новейшая драматизация принадлежит А. Бруццо (1953).
Знаменитейшая из античных картин — «Персей и Андромеда» Никия (4 в. до н. э.) известна нам только по воспроизведению в виде фрески из «дома Диоскуров» в Помпеях (68—70 г.), ныне находящейся в Национальном музее в Неаполе. Сохранились античные рельефы, мозаики и более десятка ваз с изображениями этого сюжета.
В новое время он особенно увлек П. П. Рубенса, его картины «Персей и Андромеда» имеются в Государственных музеях в Берлине, в мадридском Прадо и в Санкт-Петербурге в Эрмитаже (последняя считается наиболее совершенным произведением Рубенса по своим краскам). В Эрмитаже есть также «Персей и Андромеда» Р. Менгса (ок. 1777). И вообще эту тему не обошло вниманием большинство крупнейших художников: Тициан, Тинторетто, Рембрандт, Пуссен и др.; в пластике наиболее известна монументальная скульптурная группа П. Пюже «Персей и Андромеда» (1684, Лувр).
Известны оперы на эту тему Монтеверди, Генделя, Гайдна и др., в том числе чешского композитора В. Кемпелена (премьера его «Персея и Андромеда» состоялась в 1781 г. в Вене). Одноименная пантомима чеха А. Ванчуры (Ванжуры) была представлена в 1787 г. в Петербурге.
«Гнев титанов» — фильм-фэнтези режиссёра Джонатана Либесмана (2012 г.). В роли Андромеды актриса Розамунд Пайк.