Исследователь античной литературы, профессор Аза Тахо-Годи, продолжает рассказ о поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (начало статьи). О том, сколько мудрости и великих идеалов в древней поэзии слепого аэда, рассказано в фрагменте статьи ниже.
Древняя мудрость в поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера
Поэмы Гомера считались в древности средоточием мудрости. Их заучивали наизусть, переписывали, толковали и филологи и философы. Античные философы искали в образах гомеровского творчества иносказательный или символический смысл, не довольствуясь теми картинами жизни, которые в изобилии развернул перед слушателями древний поэт.
Античность вообще воспринимала Гомера как идеал и образец для подражания. Под знаком Гомера развивалась и римская героическая поэзия, а именно Вергилий.
Правда, в средние века Гомер был забыт, но у Данте (XIII в.), творца «Божественной Комедии», он именуется «величайшим поэтом». В эпоху Возрождения эпос Гомера стал примером для создания поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» (XVI в.). В дальнейшем Европа была полна споров о значении и соперничестве Гомера и Вергилия.
Гомера переводили на все языки и признавали великим учителем в поэзии. Знаменитый французский теоретик классицизма Буало (XVII в.) в трактате «Поэтическое искусство» писал:
Должно быть, потому так любим мы Гомера,
Что пояс красоты дала ему Венера.
В его творениях сокрыт бесценный клад:
Они для всех веков как бы родник услад.
Он, словно чародей, все в перлы обращает,
И вечно радует, и вечно восхищает.
Одушевление в его стихах живет,
И мы не сыщем в них назойливых длиннот.
Хотя в сюжете нет докучного порядка.
Он развивается естественно и гладко.
Течет как чистая, спокойная река.
Все поражает в нем — и слово, и строка,
Любите искренне Гомера труд высокий,
И он вам преподаст бесценные уроки.
(Пер. Э. Липецкой)