Филемон, греч. — старичок из Фригии, который вместе со своей женой Бавкидой радушно принял у себя богов и был за это вознагражден по-божески.
Однажды Зевс и его сын Гермес странствовали по свету в человеческом облике и к вечеру, усталые, пришли в богатую деревню. Но тщетно пытались они найти приют и покой в каком-нибудь из домов. И только в уединенной хижине на холме их гостеприимно приняли ФИЛЕМОН с Бавкидой и предложили им ужин из своих скромных запасов: горстку творога, ломтик копченой свинины, печеные яйца, салат из цикория (эндивия), редьку. На закуску старики предложили гостям свежий сотовый мед и фрукты, а в качестве питья — не слишком старое вино. В общем, не бог весть какое пиршество для богов, зато все предлагалось с искренним радушием. Когда все вино вышло, старики смутились, но кувшин тут же наполнился сам собой. Пораженные ФИЛЕМОН и Бавкида поняли, что их почтили своим посещением боги, и стали просить прощения за скудость стола. Бавкида выбежала во двор, чтобы поймать и зарезать единственного гуся, который служил им сторожем, ФИЛЕМОН поспешил ей на помощь, но боги велели им оставить гуся в покое и предложили подняться на самую вершину холма. Оттуда они увидели, как богатая и гордая деревня скрылась под валом нахлынувшей воды. Осталась стоять только хижина стариков, и то ненадолго — на их глазах она превратилась в великолепный храм.
Боги предложили ФИЛЕМОНУ и Бавкиде высказать какое-нибудь пожелание, обещая непременно исполнить его. Посовещавшись, супруги попросили разрешения остаться жрецами и сторожами при этом храме, пока не истечет срок их жизни, но при этом они просили также, чтобы бог смерти увел их с собой одновременно. Их пожелание сбылось: ФИЛЕМОН и Бавкида прожили при храме долгие годы, а когда их час пробил, они превратились в два дерева, дуб и липу, растущие из общего корня перед входом в храм. Так ФИЛЕМОН избежал горькой необходимости хоронить свою жену, а Бавкиде не пришлось оплакивать ФИЛЕМОНА.
Века превратили старый храм в развалины, но трезенский герой Лелег еще успел увидеть двуединое дерево, пережившее храм, и рассказал легенду, услышанную им от старожилов Тианы, на пиру у речного бога Ахелоя, на котором присутствовали Тесей и Пирифой. Этот рассказ поэт Овидий воспроизвел в своих «Метаморфозах», а оттуда он знаком современной Европе.
Это один из немногих греческих мифов, воздающих честь не царям и воинственным героям, а скромным людям из народа. То обстоятельство, что у него есть много аналогий в фольклоре многих народов мира, не умаляет его ценности, а, наоборот, подтверждает ее. Ценность этого мифа подтверждается и его популярностью у художников нового времени. Прежде всего, нужно упомянуть «Филемона и Бавкиду» Рембрандта (1638) и «Пейзаж с Юпитером, Меркурием, Филемоном и Бавкидой» Рубенса (после 1620). Картина Эльсхеймера «Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды» датируется примерно 1600 г., одноименная картина неизвестного фламандского мастера первой половины 17 в. находится в Пражской Национальной галерее. Оперу «Филемон и Бавкида» написал в 1859 г. Гуно, одноименную поэму — Врхлицкий в 1906 г.
На иллюстрации: картина «Филемон и Бавкида», Шарль-Франсуа Гуно