Гомер и его поэмы. А.А.Тахо-Годи

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

«Гомер и его поэмы» — вступительное слово заслуженного профессора Азы Алибековны Тахо-Годи, филолога-классика, доктора филологических наук, к изданию поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Автор изучала греческую литературу с раннего детства, еще в юности специализировалась на Гомере, с поэзией которого защитила кандидатскую. Долгое время преподавала античную литературу и языки.

Под редакцией и с комментариями Тахо-Годи вышло несколько десятков книг.

Сейчас Азе Алибековне 91 год.

Гомер и его поэмы. А.А.Тахо-Годи

Каждого, кто знакомится с поэмами Гомера, всегда интересует один вопрос — кто же был этот великий создатель двух эпических произведений, грандиозных по своим размерам (в «Илиаде» 15 693 стиха, в «Одиссее» — 12 110). Но античность не оставила нам никаких достоверных свидетельств о личности н времени жизни древнего певца-аэда, так что семь городов (1) напрасно спорили между собой, претендуя на честь быть родиной Гомер». Да и родителями его называли Мелета, бога реки, и нимфу Крефеиду. Имя поэта тоже толковали по-разному, даже нарицательно как «слепец». Сведения о том, что могила Гомера находится на о. Иосе, тоже сомнительны.

Однако историк Геродот полагал, что Гомер жил за 400 лет до его времени. Если принять во внимание, что Геродот родился около 480 г. до н. э., значит, время жизни Гомера можно отнести к IX—VIII вв. до н. э., т. е. приблизительно  к той эпохе, которую современная наука связывает с формированием гомеровских поэм, а это уже для нас немаловажно. На острове Хиосе было целое сообщество певцов, так называемых гомеридов, считавших своим общим предком Гомера, что указывает на вполне реальное желание связать единой традицией тех, кто обладил искусством слагать песни. Песенный дар испокон веков был в Греции священным, ведь певцов вдохновляли музы —  дочери Зевса, и Аполлон. Певец, мудрый и слепой, не обремененный имуществом и житейскими делами, был под покровительством богов, которые, отняв у него глаза, одарили его взамен внутренним зрением, знанием будущего и пророческим даром. Так именно представляла Гомера античность; символом мудрого вдохновения остается он и в наше время. Античность вообще была богата легендами о мудрых певцах, живших, по преданиям, за многие поколения до этого великого поэта. Нам известны их имена — Орфей, Мусей, Эвмолп, Филаммон, Фамирид, Лин. И если гомериды о. Хиоса считали себя продолжателями традиций Гомера, то в самом Гомере античность видела завершителя творчества еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Значит, в сознании античного человека творчество певцов и поэтов имеет древние корни и неразрывно связано с мифами о богах и героях. Современная наука тоже полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. У него должны быть своя предыстория и свои предшественники. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются нами как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи». «Илиада» и «Одиссея», внимательно прочитанные, дают нам несравненно больше, чем рассуждения о том, кто же в конечном счете был Гомер. Поэтому не будем строить гипотез о реальной биографии Гомера, а обратимся к самим поэмам, которые древними греками воспринимались и как память о великом прошлом, и как средоточие мудрости, и как наставления в практической жизни. По преданию, этот текст в форме особого эпического стиха, гекзаметра (2), создавался в устном виде и записан был в VI в. до н. э., когда в Афинах правили сначала Солон, а затем Писистрат (3). В дальнейшем ученые филологи в Александрии (III—II вв. до н. э.) досконально изучали «Илиаду» и «Одиссею», комментировали их, толковали неясные слова и выражения. Они разделили каждую из поэм на двадцать четыре песни, учитывая сюжетную завершенность и последовательность каждой песни. Каждая песня была обозначена буквами греческого алфавита («Илиада» — большими, «Одиссея» — малыми), имевшими цифровое значение.

Складывался гомеровский эпос в первой трети I тысячелетия до н. э. (завершился в VIII—VII вв. до н. э.), когда Греция, бедная и разоренная, переживала «темное» время после переселения с севера Балкан племени дорийцев. А ведь еще во второй половине II тысячелетия до н. э. богатая, изобильная и покрытая цветущими городами страна предпринимала успешные походи, славилась золотом Микен и мощными стенами Тиринфа. Однако в XII в. до н. э. могущество ахейцев пало, истощенное войнами в Малой Азии. Потомкам осталась только память о былом величии, о временах, когда боги и люди совершали удивительные подвиги. Характерно, что именно в трудное для греческих племен время был создан эпос, «слово» о героических деяниях, напоминавшее о победах, поддерживающее дух сопротивления врагам и единства со славным миром прежних героев.

Этот гомеровский эпос, вобравший в себя древние песни, мифы и исторические предания, преображенные фантазией и помыслом поэта, получил свое завершение в Ионии, на побережье Малой Азии, где позже переселенцы с материковой Греции основали богатые города, ставшие родиной первых греческих философов и поэтов-лириков.

В поэмах Гомера можно найти старые формы общественной жизми, характерные для эпохи патриархата с его общинно- родовым сознанием и архаическими верованиями. Но здесь же — зачатки нового рабовладельческого общества, пусть еще достаточно примитивного, но уже заявившего о себе. Стихия необузданной силы древнейшего героизма сталкивается в поэмах с прославлением благородства, ума, любви к родине, самопожертвования. Нее это создает удивительную завершенность и целостность поэм Гомера, которые, если вспомнить слова Маркса о древнегреческом искусстве и эпосе, «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

продолжение следует

Примечания:

1 — Традиция называет следующие города: Смирна. Хиос, Колофон, Итака, Пилос, Аргос, Афины.

2 — Гекзаметр состоит из шести дактилей, в каждом из которых чередуются долгий и два кратких слога, что создает повышение и понижение интонации, а значит, и напевность в произношении. Греческий гекзаметр обладает большой гибкостью, так как в каждой дактилической стопе два кратких слога могут заменяться одним долгим. Такая стопа называется спондеем.

3 — Следуя современным исследованиям, можно считать, что гомеровские поэмы были записаны еще раньше, так как письменность была известна в Греции в VIII в. до н. э.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.