Продолжение вступительной статьи профессора Азы Тахо-Годи, написанной для книг Гомера «Илиада» и «Одиссея» (начало). В этом фрагменте исследователь сравнивает композицию, художественные приемы и стиль обеих книг, развитие описания образов и многое другое.
На развитии сюжетов «Илиады» и «Одиссеи» видно, что гомеровский эпос пережил большие изменения, что он переходит от более простой и прямолинейной композиции к более изощренной. Если мы внимательно приглядимся к тому, как Гомер изображает мир и действующих в нем героев, то убедимся в эволюции, которую претерпели эти картины жизни от «Илиады» к «Одиссее» несмотря на художественную целостность обеих поэм.
«Илиада» — поэма о военных подвигах ахейцев под стенами Трои — и «Одиссея» — поэма о возвращении с войны героя на родину после многолетних скитаний — связаны единством гомеровского представления о героическом мире. В «Одиссее» ее главный герой говорит: «Люди несходны: те любят одно, а другие — другое» (XIV, 228). Эта как будто бы простая истина дает возможность древнему поэту создать героев, совершенно непохожих друг на друга, найти в каждом из них нечто неповторимое, характерное именно для него, чем нарушаются старые понятия о традиционности и однообразии участников эпического повествования. И хотя в «Илиаде» один из героев говорит, что поколения людей сменяются, как листья на деревьях, утверждая тем самым вечность всего человеческого рода, а не отдельного человека, связь предков и потомков, не подвластную времени, однако именно этот отдельный человек интересен в гомеровском эпосе.
А люди здесь действительно разные, и столкновения между ними, трудные обстоятельства, в которые они попадают, создают в эпическом повествовании драматизм. Главный герой «Илиады» Ахилл — сын богини Фетиды и героя Пелея, великий воин, полубог, безудержный в сознании своей власти, гордый своим происхождением. Он дерзко спорит с Агамемноном, покидает в обиде на него моле боя, удаляется в свой шатер, способствует поражению ахейцев, доведя их почти до катастрофы. Безжалостной рукой он приносит в жертву мертвому Патроклу пленных троянцев; глумится над поверженным Гектором, убивает молящего о пощаде Ликаона, почти мальчика, сына царя Приама. А как он сражается с богом реки Скамандром, противостоя натиску зловещих черных волн! Только вмешательство бога огня Гефеста спасает Ахилла от гибели. Бестрепетно выслушивает Ахилл предсказание своих чудесных коней, предрекающих ему скорую смерть после победы над Гектором. От мощного голоса героя, которому вторит богиня Афина, дрожат сердца троянцев. Душа Ахилла не знает жалости, когда его кони влекут обезображенное, в крови и прахе тело Гектора, а со стен Трои с ужасом взирают на этот позор родители Гектора Приам и Гекуба. Даже боги на Олимпе ужаснулись, узрев подобное злодеяние, и решили способствовать Приаму, чтобы вернуть тело сына.
Но вспомним, как тот же самый Ахилл плачет, положив голову на колени матери; как постоянно он помнит о своей горькой участи — умереть молодым; как беззаветно предан он Патроклу и как внимает он пришедшей к нему с жалобными вздохами тени друга. А встреча Ахилла и Приама — она полна высоких мыслей, сострадания к человеку, к печальной доле всякого смертного существа, почтения к старости, скорби перед несчастьями, объединяющими всех людей, независимо от того, троянцы они или ахейцы. В XXIV песне «Илиады» Приам ночью (правда, с помощью бога Гермеса) приходит в стан Ахилла просить о выкупе обезображенного тела Гектора. И Ахилл, увидев врага, поднимает его с колен, усаживает с собой рядом, а Приам целует руки убийце его сыновей, и оба плачут над своей судьбой. Ахилл вспоминает своего старика отца, к которому он не вернется, старец Приам оплакивает своих детей. Оба они в этот миг не потомки богов, не гордые в славе герои, а просто люди, прошедшие через множество страданий.
На страницах «Илиады» появляется то мужественный Аякс со своим семикожным щитом, воин суровый и молчаливый, то Диомед, так увлеченный сражением, что не останавливается перед богами — Аресом и Афродитой и наносит им раны своим боевым копьем (конечно, с одобрения Афины, помогающей герою), то многоречивый старец Нестор, многоопытный и многоумный Одиссей, первый советчик в трудном деле, то благородный троянский воин Гектор, который, несмотря на дурные предзнаменования, идет сражаться за отчизну, зная, что оставит вдовой жену и сиротою сына. Гектор в ответ на предостережение убежденно говорит: «Знаменье лучшее всех — лишь одно: за отчизну сражаться!».
В «Одиссее» в самых опасных ситуациях особенно раскрывается эта многоопытность героя, полного любознательности, жажды проникнуть в тайны мира, не просто любителя приключений, но человека, терпеливо стремящегося к одной цели — достигнуть родины и семьи несмотря на все соблазны (забвение горестей в стране лотофагов, обещание бессмертия нимфой Калипсо, любовь к нему волшебницы Кирки), несмотря на все препятствия (ужасы Сциллы и Харибды, людоедство Полифема, морские бури и кораблекрушения, гнев Посейдона). Драматизм героической личности Одиссея сказывается в эпитете «многострадальный», которым Гомер наделяет его. Да, он действительно таков. Он тоскует по жене и сыну, мечтает о родине — бедной, скудной Итаке, которой он не изменил ни на острове у нимфы Калипсо, ни в загадочном царстве феаков, ни среди чудес острова Кирки. В царстве смерти, куда он попал, чтобы вопросить о своем будущем прорицателя Тиресия, Одиссей напрасно простирает руки к теням умерших друзей и матери, проливает слезы, беседуя с тенями погибших под Троей героев. Он не может удержаться от горя и закрывает лицо на пиру у феаков, слушая пение Демодока о подвигах в троянской войне. Одиссей, пустившийся в путь на кораблях с многочисленными спутниками, в конце концов остается в полном одиночестве.
Дым родного очага, дым отечества влечет Одиссея через тысячи смертей в дом, разоренный врагами, где терпеливо ждет его за прялкой Пенелопа и где без него вырос и превратился в умного и рассудительного юношу Телемах.
Но тот же Одиссей практичен и хитер. Он с удовольствием получает богатые дары от феаков и по совету Афины прячет эти сокровища в пещеру, предварительно все их пересчитав. Попав на родину Итаку, он припадает с умилением к родной земле, но голова его полна хитроумных замыслов. И если он умудрился спастись от Полифема, то как же здесь не спра- ниться ему с кознями женихов! Ведь он долгих семь лет предавался слезам в плену у Калипсо, которая мечтала сделать его бессмертным и вечно юным. Богиня не сломила духа Одиссея, и он заслужил возвращение на родину.