Иксион, греч. — царь лапифов, сын и преемник царя Флегия.
Хотя Зевс приглашал Иксиона на пиры богов и лично очистил его от убийства тестя, Иксион стал дерзко домогаться любви Геры. Правда, некоторые авторы отмечают, что Зевс еще раньше таким же образом поступил с женой Иксиона, но в мире мифов людям дозволялось не все из того, что было дозволено богам. Впрочем, Зевс спас честь своей жены, создав ее образ из облака, воплощением которого была богиня Нефела. В результате этой связи появился на свет Кентавр — прародитель всех кентавров. В назидание другим Зевс жестоко наказал Иксиона: сбросил его в Тартар и велел распять на вечно вращающемся колесе. Наказание Иксиона вошло в поговорку, так же как муки Тантала или труд Сизифа (Сисифа).
Гомер еще не упоминает Иксиона в числе грешников, страдающих в царстве мертвых; о нем говорится лишь в более поздних изложениях мифа об Орфее. Эпизод о Нефеле и Кентавре впервые встречается у Пиндара (нач. 5 в. до н. э.). К сожалению, до нас не дошла трагедия «Иксион», написанная Еврипидом в 410—408 гг. до н. э.
На иллюстрации: картина «Иксион под пытками», художник Хосе Рибера.
«Наказание Иксиона» изображено на нескольких греческих вазах ь 4 вв. до н. э. (одна из них — в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже). Самое известное римское изображение — в так называемой «комнате Иксиона» в доме Веттиев в Помпеях (ок. 65 до н. э.). В новое время к нему в основном возвращались художники Ренессанса и барокко. В 1549—1550 гг. серию картин о наказаниях мифических персонажей написал Тициан: «Прометей», «Сисиф» и «Тантал» (находятся в мадридском музее Прадо, правда, «Тантал» лишь в копии), но «Иксион» в конце 17 в. исчез при неизвестных обстоятельствах.