Кекроп (Кекропс), греч. — основатель Афин и первый афинский царь.
Кекроп не имел родителей, он был рожден землей, верхняя половина тела у него была человеческая, нижняя — змеиная. Когда он основал город, между Афиной и Посейдоном возник спор за владение землей, на которой стоял город Кекропа. Боги сошлись на нынешнем Акрополе, чтобы рассудить спор на месте. Зевс призвал и Кекропа в качестве заинтересованного лица и объявил, что спор выиграет тот, кто сделает городу более ценный дар, а определить это должен был Кекроп. Тогда Посейдон выбил своим трезубцем из скалы источник соленой воды, Афина же вонзила в землю свое копье — и на этом месте выросла маслина. Кекроп не стал долго думать: соленой воды и так полно в море, а вот олива — полезное дерево, дающее богатый урожай и побуждающее людей к труду. Боги согласились с его доводами, и владычество над землей, получившей имя Аттики, досталось Афине.
Афине-Победительнице Кекроп посвятил великолепный храм на Акрополе, а его дочери Аглавра, Герса и Пандроса стали первыми жрицами этого храма. Кекроп дал жителям города первые законы и назвал его Афинами в честь богини — покровительницы города.
Трудно установить, когда и как возник этот нехитрый миф об основании города, сыгравшего такую огромную роль в истории культуры человечества. Гомер еще не упоминает имени Кекропа, но зато описывает спор Афины и Посейдона об Аттике — сюжет, который впоследствии был изображен на западном фронтоне Парфенона и на многочисленных вазах и рельефах. Заслуживает внимания, что в этом мифе Кекроп назван «сыном земли» (автохтоном), т. е. исконным жителем Аттики, который не пришел в нее откуда-то (тем более что у него вообще не было ног). Поэтому мнение ученых единодушно: Кекроп имел догреческое происхождение. Согласно традиции, отраженной в этом мифе, Афины — или, по крайней мере, их укрепленное ядро (замок Акрополь) — существовали еще до прихода греков. Из этого следует, что они были основаны древнейшим известным нам населением Греции — пеласгами. На Акрополе были обнаружены следы поселения, существовавшего в сер. 3 тысячелетия до н. э., т. е. примерно за пять веков до появления первых греческих племен на территории нынешней Греции.
Афиняне посвятили Кекропу специальный священный участок на Акрополе, так называемый Кекропион, на котором якобы была и его могила. Неподалеку (у Эрехтейона), где стоял когда-то небольшой храм Пандросы (дочери Кекропа), до сих пор растет «маслина Афины» (нынешняя была посажена в 1917). Сохранилось несколько рельефов, терракот и ваз с изображением Кекропа. Самая известная из статуй Кекропа находится на западном фронтоне афинского Парфенона: несмотря на многочисленные повреждения, она занимает там свое исконное место со времен сооружения храма (447–432 до н. э.).