Лары (ед. число — Лар), лат. — боги-покровители римских жилищ и их обитателей.
Вместе с Пенатами, которые были богами — покровителями римских семей и семейных очагов, Лары относились к числу так называемых «домашних богов». Однако, в отличие от Пенатов, Лары имели прямое отношение не к людям, а к их жилищам, хотя это и не исключало возможности их покровительства людям, временно покинувшим эти места, например совершающим путешествие или ушедшим на войну. Но если люди уезжали навсегда, Лары не следовали за ними, оставаясь на привычном месте. Существовало несколько разновидностей Ларов: например, Лары семейные (фамильные), Лары отдельных кварталов, города Рима, Лары деревенские и т. п., а также Лары путников, солдат и моряков. В римских домах им были посвящены статуэтки у очага (как и Пенатам), хранившиеся в ларцах, которые открывались в торжественных случаях. Глава семьи (фамилии) приносил им жертвы при значительных семейных событиях, а также в календы, т. е. в первый день каждого месяца. Их статуэтки и святилища стояли также на открытых местах, как правило — на перекрестках.
По-видимому, культ Ларов римляне переняли от этрусков. Взывание к ним встречается уже в древнейших сохранившихся молитвах коллегии жрецов — так называемых арвальских братьев. По мнению некоторых авторов, их отцом был бог огня Вулкан, по мнению других, — бог Меркурий; матерью же считалась нимфа Лара. Однако преобладало мнение, что Лары — добрые духи покойных предков. Их функции часто перекрывались и сливались с функциями Пенатов. Расцвет их культа приходится на правление императора Августа, который велел соорудить им специальный храм.
Римские поэты часто использовали выражение «Лары» в смысле «дом, домашний очаг, родина». Художники обычно изображали их в виде юношей с копьями и сторожевыми псами, позже — с кувшином вина или с рогом изобилия. Сохранилось довольно много фигурок и изображений Ларов.
В современном языке «Лары» — синоним дома, домашнего очага:
«Пою под чуждым небом,
Вдали домашних лар…»
— А. С. Пушкин, «Батюшкову» (1815).