Обязанности между девятью сестрами были распределены следующим образом: Каллиопа — муза эпической поэзии (ее изображали с восковыми табличками и стило- сом, т. е. заостренной палочкой для письма; это были ее атрибуты, т. е. определяющие признаки); Эвтерпа — муза лирической поэзии (с флейтой); Эрато — муза любовной поэзии (с кифарой); Талия (Фалия) — муза комедии (с комической маской и венком из плюща); Мельпомена — муза трагедии (с трагической маской и венком из виноградных листьев); Терпсихора — муза танца (с лирой и в позе танцовщицы); Клио — муза истории (со свитком из папируса или с футляром для свитков); Урания — муза астрономии (с глобусом и циркулем); Полигимнию (Полимнию), музу гимнической поэзии и танца изображали в виде девушки с мечтательным, задумчивым видом, закутанной в покрывало. Однако их число (девять) и распределение функций являются результатом довольно длительного развития; древнейшие авторы различали их не так точно и говорили иногда о семи Музах, иногда о трех или четырех, часто речь шла вообще об одной Музе. В виде исключения у них иногда встречались и другие Музы , например Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда («песня»). Платон даже причислял к ним «десятую Музыу», лесбосскую поэтессу Сапфо, но это уже было просто почестью, возданной первой исторически известной женщине в истории греческой и мировой поэзии (7 — 6 вв. до н. э.). Как видим, Музы покровительствовали не всем видам искусства (в нашем понимании), но зато опекали две отрасли науки.
Дело в том, что греки, а за ними и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптура или живопись у них рассматривалась как «техне», т. е. умение, мастерство. Хотя люди искусства прежде всего взывали к своей «отраслевой» Музе, они воздавали почести «всем девяти»; так же поступали все остальные люди — ведь без творчества поэтов и их собратьев, которым покровительствовали Музы , жизнь была бы бедна.
Греки и римляне представляли себе Муз в виде молодых женщин, не уступающих по красоте самым прекрасным богиням; своими песнями и танцами они веселили богов и небеса. Родились они в Пиэрии (поэтому их называли также «пиэридами»), жили на Олимпе, но любили также проводить время у источника Иппокрена (Гиппокрена) на лесистом склоне горы Геликон в Аонии (область Беотии) или у Кастальского источника на горе Парнас (в Фокиде) — отсюда другие названия Муз : ипокрениды, гейикониды, аониды, аонийские сестры, касталиды, парнасиды. Их предводителем был Аполлон (Мусагет — «водитель Муз»). К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Однако за оскорбления они умели мстить: например, они лишили фракийского певца Фамирида голоса, слуха и зрения за то, что он хвастался, будто победил их в каком-то музыкальном состязании. Музы находились под защитой всех богов, за исключением бога войны Ареса. Зевс, например, погубил фракийского царя Пиренея, когда тот хотел силой заставить Музу служить ему. «Счастлив тот, кого любят Музы», — говорится в «Гомеровских гимнах».
Так же как и остальные боги и богини, Музы имели свои храмы; одна из разновидностей такого храма существует до сих пор во всех цивилизованных странах. Ее образцом послужил «Храм Муз», или Мусейон, который в 308 г. до н. э. основал по предложению афинского философа Деметрия Фалерского царь Птолемей I Сотер в Александрии; в этом культурном центре постепенно сосредоточились все сокровища греческой письменности (более 700 ООО свитков). С самого начала в нем работали ученые, хранившие, обрабатывавшие и размножавшие эти рукописи. Со временем Мусейон стал крупнейшим художественным и научным центром всего греческого мира. Хотя в конце концов Мусейон пал жертвой врагов античной культуры и завоевателей (сегодня мы даже не знаем, в каком месте он находился), его идея победила. В этом ничего не меняет даже то обстоятельство, что в связи со специализацией культурных институтов современный «музей» имеет несколько иную функцию.
Античные художники часто изображали Муз (вазопись, рельефы, статуи), но, как правило, не индивидуализировали их, а обозначали их «профиль» с помощью соответствующих «атрибутов: Эвтерпу можно было опознать по флейте и т. д. Изображения всех девяти Муз(в римских копиях ранних эллинистических оригиналов) имеются в так называемой Галерее Муз в Ватикане, в Лувре и в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, а также на многочисленных римских рельефах.
Европейские художники тоже охотно обращались и до сих пор обращаются к Музам. Все девять Муз изображены, например, на картине Мантеньи «Парнас» (конец 15 в.), на картине Романо «Музы с Аполлоном на Парнасе» (после 1534), на «Парнасе» Менг- са (1761, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Из отдельных изображений Муз, пожалуй, наиболее известны «Клио» Буше и «Каллиопа» Пажу, из скульптур — позолоченная бронзовая «Спящая Муза» Бранкузи (1909).
Скульптурная группа «Аполлон и Музы » Шнирха (1873) украшает фасад Национального театра в Праге.
Иносказательно Музы — вдохновение: «Являться муза стала мне» — А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», VIII. В поэзии М. именуются иногда парнасскими царицами (сестрами): «А сам, поссорившись с парнасскими сестрами…» — А. С. Пушкин, «К другу стихотворцу» (1814).