Рассмотрим основную сюжетную линию в «Илиаде» (песни I, IX, XI, XVI, XIX, XXII, XXIV) – пишет в своем вступлении к книгам Гомера «Илиада» и «Одиссея» профессор Тихо-Годи (начало статьи).
Основная сюжетная линия «Илиады» Гомера. А.А.Тихо-Годи
Ахилл, храбрейший из ахейцев, сын морской богини Фетиды и героя Пелея, оскорблен царем Агамемноном, владыкой Микен и Аргоса, предводителем всего ахейского войска. Агамемнон вынужден вернуть жрецу Хрису его дочь, военную добычу, так как бог Аполлон по молитве жреца насылает на лагерь греков страшный мор и в лагере пылают костры, на которых сжигают умерших. Тогда, спасая войско от гнева Аполлона, Агамемнон возвращает добычу, но возмещает свою потерю тем, что отнимает у Ахилла его прекрасную пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл ссорится с Агамемноном, уходит в свою палатку, сердце его разрывается от гнева и горя. Он просит мать, богиню Фетиду, чтобы та взмолилась к Зевсу о ниспослании побед троянцам. Пусть тогда униженные ахейцы упрашивают Ахилла вернуться на поле боя, где он покроет себя славой. Фетида исполняет просьбу сына (п. I).
Положение войска становится настолько затруднительным, что Агамемнон, раскаиваясь, отправляет к Ахиллу послов (в их числе находится Одиссей), чтобы достигнуть примирения. Послы обещают богатые дары Ахиллу, но тот непреклонен (п. IX). События протекают для греков катастрофически, так как по воле Зевса троянцы успешно наступают (п. XI).
Троянцы пытаются поджечь корабли ахейцев и вторгнуться в их лагерь. Тогда не выдержал страданий своих сотоварищей юный герой Патрокл, друг Ахилла с детских лет. Он просит разрешения выйти в бой. Патрокл облачается в доспехи Ахилла, смело вступает в сражение, в котором и гибнет от руки сына царя Приама — Гектора и бога Аполлона (п. XVI).
Ахилл тяжело переживает гибель друга, готов покончить с собой, безутешно рыдает, но затем, получив от бога-кузнеца Гефеста новое оружие, решает выйти в бой и примиряется с Агамемноном (п. XIX). Ахилл вступает в единоборство с Гектором и убивает его (п. XXII).
Царь Приам по воле богов выкупает тело сына, отправившись в лагерь к Ахиллу. Ахейцы и троянцы заключают временное перемирие, необходимое для погребения павших. Всюду пылают погребальные костры, а оставшиеся в живых справляют тризну по погибшим (п. XXIV).
Все эти события протекают в течение 51 дня, что, однако, не означает подробного описания каждого из них. Наоборот, некоторые из дней только бегло упоминаются, другие точно фиксируются, третьи тщательно пересказываются. Так, I песнь очень насыщена действием и включает в себя 21 день, из которых большинство только перечислены. В ночь с 26-го на 27-й день Гефест выковывает оружие Ахиллу (п. XVIII). 25-й день падает на две песни — VIII и IX, где представлен первый большой бой, послуживший поводом для посольства к Ахиллу. А вот 26-й день (второй большой бой) охватывает песни XI—XVIII, т. е. целых 8 песен. Зато, например, на 22-й день приходятся эпизоды песен II—VI, т. е. пяти песен. И на 27-й день происходит примирение Ахилла с Агамемноном (п. XIX). Целый ряд событий XXIII песни связан с 28-м и 29-м днями, а заключительная XXIV песнь изображает события с 30-го по 51-й день, из которых 19 только упоминаются.
Таким образом, здесь совершенно очевидна неравномерность соотношения развития действия по песням и по дням, так что в конце концов выясняется активность всего лишь 9 дней из общего их количества, распределенного по 24 песням огромной поэмы, что чрезвычайно характерно для эпического повествования, где много рассказано о действиях, где часто незначительная деталь подробнейшим образом расписывается, а важный поворотный момент обретает вдруг неожиданную и многозначительную краткость.