Юнона, лат., греч. Гера — супруга верховного римского бога Юпитера.
Первоначально Юнона была женским аналогом духа — охранителя мужчин, т. е. Гения, — у каждой женщины была своя Юнона; однако уже в ранних первоисточниках мы встречаемся с Юноной как богиней-охранительницей всех римских женщин.
Под влиянием этрусских представлений, где соответствующая богиня Уни входила в триаду (троицу) высших богов, а также под влиянием греческих культов и мифов Юнона со временем стали считать сестрой и супругой Юпитера (греческого Зевса) и дочерью Сатурна и Опс (Кроноса и Реи).
Так как римляне считали себя потомками троянцев, к которым Гера (Юнона) относилась враждебно, они умиротворили ее жертвоприношениями (согласно Вергилию, так поступил еще Эней). В конечном счете, ее провозгласили покровительницей Рима и римского государства, однако сохранили за ней древнюю функцию охранительницы женщин.
Как супругу Юпитера и покровительницу Рима и государства римляне называли ее Юнона Капитолина (по месту проживания Юноны в ее храме на Капитолии), как защитницу, предупреждающую об опасностях, угрожающих Риму, ее звали Юнона Монета (советница, предостерегающая — так как она предупредила римлян о землетрясении) — отсюда пошло слово «монета», поскольку при храме Юнона Монеты чеканились металлические деньги. В функции покровительницы женщин она называлась Юнона Виргиниенсис (Девственная — покровительница девушек), Юнона Пронуба или Домидука (Врачующая или Вводящая в дом — как покровительница брака), Юнона Луцина (Светлая, выводящая ребенка на свет, родовспомогательница), Юнона Матрона (покровительница замужних женщин).
Государственный культ Юноны сливался с культом Юпитера; 1 марта женщины отмечали праздник Матроналий и по этому случаю получали подарки от супругов и родственников. Римляне посвятили Юноне все календы, т. е. первые дни всех месяцев (поэтому она называлась также Юнона Календария — богиня начала каждого месяца) и шестой месяц года (июнь). Священные животные, символы и атрибуты у Юноны были те же, что у греческой Геры. Кроме того, римляне посвятили ей гуся — в память о том, что во время осады Рима галлами в 390 г. до н. э. капитолийские гуси, содержавшиеся при ее храме на Капитолии, своим гоготанием дали знать о ночном нападении врагов (ср. у Крылова в басне «Гуси» (1811); «Да наши предки Рим спасли!»).
Культ Юноны имел как официальный, так и частный характер и уже в древние времена распространился по всей Италии, а затем и в римских провинциях, где Юнона сливалась с аналогичными богинями (например, в Северной Африке с пунической богиней луны Танит). О Юноне в искусстве см. статью «Гера».