Арес (Арей), греч., лат. Марс — сын Зевса и Геры, бог войны.
Война — вещь слишком сложная и слишком частая, поэтому одного бога войны грекам было недостаточно. Однако они не стали создавать специальных богов, скажем, для войны наступательной или оборонительной, справедливой илинесправедливой и т. п. Зато (в полном соответствии с практическим опытом) у них был один бог войны, которая ведется с умом и поэтому заканчивается победой, и другой бог войны, которая ведется со слепой яростью, и потому исход ее неясен. Богом, вернее, богиней первой из этих войн стала дочь Зевса Афина, богом второй войны — Арес.
Таким образом, Арес был богом яростной войны, убийства, кровавой резни на поле боя. Он обожал войну ради самой войны, схватку ради схватки. Для него было неважно, из-за чего разгорелась война, и в большинстве случаев его не интересовало, чем она закончится. Его радовали воинственные вопли, бряцание оружия и запах крови, гибель бойцов тешила его так же, как и их отвага. Изнанкой этой любви к войне (или логичным ее дополнением) была ненависть к порядку, который мешал эту войну разжечь; Арес всегда помогал тому, кто норовил нарушить мир. Из-за этих качеств его не любили ни боги, ни люди. Сам Зевс не раз говорил Арес в глаза, что он ему противен и, не будь он его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар.
Фото: Зевс и Арес
Не было такого боя, в который не вмешался бы Арес с большим щитом, с бронзовым мечом, в медных латах, он внезапно появлялся на поле боя, сея вокруг себя смерть. Обычно его сопровождали сыновья Деймос и Фобос, воплощение ужаса и страха, впереди его колесницы носились богиня раздора Эрида и богиня неистовой резни Энио. Воинским ремеслом Арес владел в совершенстве, в этом можно было не сомневаться, но в бою он был ненадежен, мог поддерживать то одну, то другую сторону.
Иллюстрация по картине Рубенса «Марс и Рея Сильвия», ок. 1616-1617 гг., Вена, Дворец Лихтенштейнов.
Несмотря на свою силу и ловкость, непобедимым он не был. Когда ярость затемняла его разум, он нередко бывал бит. Афина, никогда не поддававшаяся слепой страсти, неизменно брала над ним верх; однажды его победил даже смертный: в битве под стенами Трои его с помощью Афины тяжело ранил вождь аргивян Диомед. Арес тогда заревел от боли, как «десять тысяч мужей», от геройства не осталось и следа, и он с воплями сбежал с поля боя на самый Олимп. Кроме того, однажды его одолел Геракл, а еще раньше два юных гиганта, От и Эфиальт, связали его цепями и тринадцать месяцев продержали в медной бочке. Если бы его не вызволил бог торговцев и мошенников Гермес, он так бы и остался там навсегда на радость всем добрым людям.
Что касается внешности, то Арес выглядел вполне интересным, статным молодым мужчиной, правда, манеры у него были по-солдатски грубоваты, но многим женщинам это даже нравится. В него влюбилась сама богиня любви и красоты Афродита, супруга добродушного, но неказистого бога Гефеста, и даже имела от него пятерых детей: Деймос и Фобос унаследовали все неприятные черты Ареса, Эрот и Антэрот пошли в мать; пятым их ребенком была прекрасная Гармония. Арес считался также предком воинственных амазонок.
Фото: Венера (Афродита) и Марс (Арес)
Арес, скорее всего, был богом фракийского происхождения, который уже в микенскую эпоху попал в греческий пантеон. Греки почитали его меньше, чем остальных богов. Правда, в Афинах ему посвятили храм на Агоре и холм Ареопаг, на котором находилась резиденция верховного суда, но такие знаки уважения были скорее исключением, чем правилом. Нам известны еще храмы Арес в Арголиде и в малоазиатском Галикарнассе — вот, пожалуй, и все. Перед боем греческие полководцы старались скорее расположить к себе Афину; даже в милитаристской Спарте Арес приносили в жертву, как максимум, молодых собак. Зато римляне чрезвычайно его уважали, у них он стал вторым по значению богом; однако римский Марс далеко не во всем совпадает с греческим Арес (см. статью «Марс»).
Наиболее известные из сохранившихся античных статуй Арес: так называемый Арес Боргезе, римская копия греческого оригинала, приписываемого Алкамену (около 430 до н. э., Париж, Лувр), и так называемый Арес Лудовизи, тоже римская копия греческого оригинала (2-я пол. 4 в. до н. э., Рим, Национальный музей в Термах). Известная этрусская бронзовая статуя, так называемый Марс из Тоди (сер. 4 в. до н. э., Ватиканские музеи), скорее всего, не изображает Марса; это всего лишь традиционное ее название. На вазах изображение Ареса встречается на удивление редко. Сюжет «Арес и Афродита» имеется на нескольких помпейских фресках 1 в. н. э.
Современные каминные часы «Арес и Афродита»
Из произведений искусства нового времени, посвященных Аресу, или Марсу, упомянем наиболее известные: «Венера и Марс» С. Боттичелли (ок. 1483, Лондон, Национальная галерея), «Минерва и Марс» Я. Тинторетто (1578, Венеция, Дворец дожей), «Венера и Марс» П. Веронезе (1560—1570, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Марс» X. В. Р. Рембрандта (1655, Глазго, Картинная галерея), две картины П. П. Рубенса: «Марс, коронованный богиней победы» (1612, Дрезденская галерея) и более поздний «Триумф Марса» (Рим, Ватиканские музеи); скульптуры: «Марс и Амур» Б. Торвальдсена (1809—1810), «Марс и Венера» Арес Кановы (1816). В Праге есть скульптура «Марс и Венера» Арес де Фриза (ок. 1600, картинная галерея Пражского Града) и плафонная роспись с изображениями Марса в Вальдштейнском дворце и дворце Клам-Г алласа.
Изображениями и статуями этого античного бога войны изобилуют аристократические резиденции времен позднего феодализма и военные министерства во многих странах Европы и Америки. В музеях и замках в основном представлены копии Ареса Боргезе и Ареса Лудовизи сравнительно позднего происхождения.
В посте использованы кадры фильма ««Гнев титанов» (Wrath of the Titans) 2012 года, продолжение фильма-фэнтези Джонатана Либесмана «Битва титанов». В роли бога войны Ареса – венесуэльский актер Эдгар Рамирес (Édgar Filiberto Ramírez Arellano).