Нарцисс (Наркйсс), греч. — сын речного бога Кефисса и нимфы Лириопы.
Это был необычайно красивый и в то же время очень несмелый юноша; всем занятиям он предпочитал одинокие прогулки по лесам. Так как он избегал общества своих сверстников и сверстниц, нимфы считали его самовлюбленным и высокомерным. Когда Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо и та с горя высохла настолько, что от нее остался один голос, ее подруги попросили Афродиту наказать Нарцисс за пренебрежение к их любви. И Афродита услышала их мольбы. По ее воле Нарцисс влюбился в самого себя, вернее, в свое отражение в водах лесного источника По одной версии, залюбовавшись на самого себя, он слишком низко наклонился над источником, упал в него и утонул; по другой — Нарцисс зачах от неразделенной любви к своему двойнику, увиденному на поверхности воды. Узнав о его смерти, нимфы сжалились над ним и решили достойно похоронить Нарцисса.Но вместо его тела они нашли шафранный цветок с белоснежными лепестками, получивший его имя.
В Спарте цветок нарцисса был излюбленным орнаментом, в остальных частях Греции он считался цветком смерти. По словам Павсания, источник, в котором утонул Нарцисс, находился на склоне горы Геликон вблизи города Феспии. Имя Нарцисс попало и в научную терминологию как обозначение патологической самовлюбленности, ’’нарциссизма”.
Сохранилось несколько римских копий греческих статуй Нарцисса и изображение Нарцисс на фреске дома Фронтона в Помпеях. В новое время этот сюжет уже в начале 16 в. заинтересовал кого-то из учеников Болтраффио, написавшего ’’Пейзаж с Нарциссом”, затем последовал ”Нарцисс у источника” Тинторетто (сер. 16в.), ”Нарцисс превращается в цветок” Пуссена (сер. 17 в.) и ”Н.” Лоррена (1664). В нашем веке их примеру последовал Дали (’’Метаморфоза Н.”, 1937). Многочисленные статуи Нарцисса находятся в российских музеях и парках времен Петра I, когда его охотно изображали как символ самовлюбленности шведского короля Карла XII.
Под влиянием Овидия, рассказавшего о Нарциссе в ’’Метаморфозах”, к этому сюжету обращались многие европейские поэты и драматурги, достаточно назвать пьесу Кальдерона ’’Эхо и Нарцисс” (1681), поэму Валери ”Нарцисс говорит” (1920) и ”Нарцисс” Рильке (1913). Из музыкальных произведений назовем оперы ”Н.” Скарлатти (1714) и ’’Эхо и Н.” Глюка (1779), симфоническую поэму ”Нарцисс” Бёма (1928), оркестровую сюиту ”Нарцисс” Купки (1958). ’’Божественный чех” Мысливечек написал ораторию ”Нарцисс у источника” в 1768 г.