Ниоба (Ниобёя), греч — дочь Тантала и Дионы, жена фиванского царя Амфиона.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Ниоба (Ниобёя), греч — дочь Тантала и Дионы, жена фиванского царя Амфиона.

Ниоба по праву считала себя самой счаст­ливой женой и матерью на свете: у нее был прекрасный муж, семеро красавцев сыновей и семь красавиц дочерей. Поэтому она даже считала себя счастливее многих богинь. И в этом не было ничего плохого. Однако ее гордыня не знала пределов а гордыня, как известно, предшествует падению.

Однажды прорицательница Манто призва­ла фиванских женщин принести богатые жер­твы богине Лето и ее детям, Аполлону и Артемиде. Но царица, которой в таких случаях полагается подавать пример, отказа­лась последовать призыву Манто: она, мол, и не подумает приносить жертвы богине, которая может похвастаться всего двумя детьми. Лето решила примерно наказать Ниобу за оскорбление. Она призвала своих детей и передала им слова Ниобы Аполлон мгновенно перенесся на фиванские городские стены, под которыми молодые фиванцы упражнялись с оружием, и поразил своей золотой стрелой старшего сына Ниобы, Йемена, мчавшегося мимо на коне. Затем он сбил стрелой с коня его брата Сипила. Следующей стрелой Аполлон пронзил сразу двух других Ниобидов, Федима и Тантала, упражнявшихся в борьбе. Упал как подкошенный Алфенор, в ужасе поспешивший к братьям, за ним — Дамасихтон Последний из сыновей Ниобы , юный Илионей воздел к небу руки, моля богов о милости Его просьба тронула Аполлона, но смертоносная стрела уже была пущена

Узнав о гибели всех своих сыновей, Амфион покончил с собой, Ниоба же в отчаянии подняла руки к небу, но не с просьбой о милости. ’’Радуйся, жестокая богиня, мо­ему страданию! Но знай: и в своем несча­стье я счастливее тебя, ведь у меня осталось больше детей, чем ты когда-либо имела”.

Вместо ответа раздался звон тетивы: Ар­темида сразила старшую дочь Ниобы, за ней другую, третью — и вот уже из всех Ниобид осталась в живых лишь младшая, Хлорида. Лишь тогда горе сломило гор­дыню Ниобы, и она взмолилась к Лето, моля оставить ей хоть одно ее дитя. Но сердце богини было непреклонно. Оцепенев от ужаса и скорби, стояла Ниоба среди убитых дочерей. Такой и перенес ее ветер в родные края; окаменелая, стоит она там до сих пор —  у Манисы (античной Магнесии) над Сипилом, на отроге горного хребта, который по-турецки называется Сипулидаг.

Судьбе Ниобы. и Ниобидов посвящено множест­во работ античных художников. Как сообща­ют, на этот сюжет были созданы скульптур­ные группы Скопаса и Праксителя. До наших дней дошли две греческие статуи 5 в. до н. э., изображающие детей Ниобы, а также скульптур­ная группа ”Ниоба с младшей дочерью” и другие римские копии эллинистических статуй 2 в. до н. э. Известен также ряд рельефов на саркофа­гах и рисунков на греческих вазах.

Европейские художники реже обраща­лись к этому сюжету. В Пражском Граде сохранилась картина Негретти ’’Смерть де­тей Ниобы” (ок. 1590). Балет ”Ниоба” написал в 1946 г. Францль на либретто Рея.

Античность видела в Ниобе символ скорее кичливой, чем несчастной, женщины. О Ниобе упоминает уже Гомер в ’’Илиаде”, но в нашем сознании этот миф запечатлелся прежде всего благодаря Овидию (’’Метаморфозы”). В про­изведениях литературы и искусства Ниоба — оли­цетворение горя, печали, страдания: ’’Тут Аполлон — идеал,/ Там Ниобея — печаль…”—    А. С. Пушкин, ’’Художнику” (1836).

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.