Орест, греч. — сын Агамемнона и Клитеместры, микенский царь.
По возвращении из-под Трои Агамемнон был убит своей женой Клитеместрой и племянником Эгисфом, соблазнившим Клитеместру в его отсутствие. Смерть ждала и Ореста, законного наследника Агамемнона, но его старшая сестра Электра спасла брата. С помощью кормилицы она переправила Ореста к фокийскому царю Строфию, женатому на Анаксибии, сестре Агамемнона. Через семь лет, когда Орест вырос и научился обращаться с мечом, он отправился в Микены вместе со своим верным другом Пиладом, сыном Строфия. С помощью Электры никем не узнанный Орест пробрался во дворец якобы для того, чтобы сообщить Клитеместре о смерти ее сына. Мать выслушала эту весть с нескрываемым удовлетворением и послала за Эгисфом. Как только Эгисф появился в дверях, Орест вонзил ему в грудь меч, а затем этим же мечом убил и Клитеместру.
Орест считал, что поступил правильно, покарав убийц своего отца, и микенский народ тоже одобрял его поступок. В то же время его мучили угрызения совести — ведь он пролил кровь своей матери. Перед ним предстали богини возмездия Эринии и стали неумолимо преследовать его повсюду. Их горящие глаза, их развевающиеся змеи вместо волос в конце концов свели бы его с ума, если бы не заступничество Аполлона, который велел ему отомстить за смерть отца. В дельфийском святилище устами пифии Аполлон посоветовал Оресту отправиться в далекую Тавриду и привезти оттуда в Грецию священную статую богини Артемиды, чтобы этим искупить свой грех матереубийства — именно Артемида, как охранительница женщин и дарительница естественной смерти, больше всех была оскорблена поступком Ореста (в другом варианте мифа, согласно которому Ореста примирила с Эриниями богиня Афина, говорится в статье ’’Эринии”.) Сопровождаемый Пиладом, Орест отправился в далекое и опасное путешествие (но об этом уже рассказано в статье ’’Ифигения”).
Античные авторы сообщают, что Орест был женат дважды и имел двоих сыновей: Эригона, дочь Эгисфа, родила ему Пенфила, а Гермиона родила Тисамена. Гермиона, дочь Менелая, первоначально была обручена с Орестом, но Менелай отдал ее Неоптолему, который оказался плохим мужем, жестоко обращался с Гермионой, и поэтому Орест убил его. Считается, что победа Ореста над Алетом была последним звеном в цепи кровавых событий, связанных с борьбой за микенский грон.
Впервые мы узнаем об Оресте из ’’Одиссеи” Гомера. Наиболее подробно описывают Ореста и его судьбу классики античной драматургии Эсхил (трилогия ’’Орестея”, 458 до н. э.), Софокл (трагедия ’’Электра”) и Еврипид (трагедия ”0.”, написанная в 408 до н.э., а также трагедии ’’Электра”, ’’Ифигения в Тавриде”). Каждый автор по-своему трактует образ Ореста и дает оценку его поступкам. У Эсхила поступок Ореста подтверждает непоколебимость закона справедливого возмездия, хотя на самого Ореста убийство матери навлекает страдания. У Софокла Орест убивает мать в полном соответствии с правом и поэтому не чувствует угрызений совести. У Еврипида Орест — не герой, а несчастный человек, который подчиняется приказу Аполлона, хотя впоследствии сами боги решают, что он был ошибочным.
К Оресту обращаются такие крупные европейские драматурги, как Гёте в ’’Ифигении в Тавриде” (1779—1786), Гофмансталь в ’’Электре” (1904—1906), Сартр в ’’Мухах” (1943); однако последний отступает от античных источников. Драму ’’Новая Орестея” написал в 1923 г. Дворжак. У современных авторов О. предстает более цельным и, в противоположность Гамлету, действует, а не терзается вопросом ’’бытьили не быть”.Орест изображен на более чем 60 античных вазах, на фресках из Геркуланума, на рельефах римских саркофагов (в том числе на саркофаге, хранящемся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, на котором изображена сцена ”0. убивает Эгисфа”). Сохранилось несколько римских статуй (”0. и Электра”, ’’О. и Пилад”), имитирующих стиль греческих скульпторов 5 в. до н. э.
В современном искусстве Орест встречается довольно редко — в отличие от поэзии, драматургии и музыки (Оресту посвящены произведения Глюка, Р. Штрауса, Танеева, Кршенека).