Пан, греч. (все) — сын нимфы Дриопы и Гермеса (или нимфы Ойнеиды и Зевса); бог лесов, охотников и пастухов.
Пан. родился с козлиными ногами, с рогами и бородой, поэтому его мать пришла от него в ужас, который и сегодня называется ’’паническим”, и убежала, бросив младенца. Но Гермес подобрал его и принес на Олимп. При виде Пана боги разразились веселым смехом, Пан устыдился и спрятался в аркадийских лесах. Там он вырос в одиночестве и в дальнейшем больше всего любил именно эти места. Охотнее всего Пан пас скот и играл на свирели. Любимыми товарищами Пана были сатиры, любимыми подругами — нимфы; кроме того, Пан охотно присоединялся к веселой компании, сопровождавшей Диониса. Из богов Пан больше всего любил Аполлона и научил его пророчествовать, хотя знал, что Аполлон учредит собственный оракул в Дельфах, который окажется опасным конкурентом оракула Пана в Аркадии.
Сохранилось множество историй о Пане, в основном о его безуспешных ухаживаниях за нимфами. Он влюбился в нимфу Питию, но она из страха перед ним превратилась в сосну. Он преследовал прекрасную нимфу Сирингу (Сиринкс), красотой равную Артемиде, но и она спаслась от любвиобиль- ного козлоногого божка: бросилась в воды реки Ладон и умолила сестер-наяд превратить ее в тростник. Из тростинок, слепленных воском, Пан изготовил музыкальный инструмент — пастушескую свирель, которую назвал в честь нимфы (греч. ’’сиринкс”— свирель). Успех он имел лишь у нимфы Эхо, которая даже родила ему дочь Иингу (Иинкс) — птицу вертишейку; но Эхо, которую Гера лишила дара речи, даже разговаривать с ним не могла, а лишь откликалась на его слова. Известна история музыкального состязания Пана, на которое он вызвал Аполлона. Конечно, бесхитростная свирель Пана не шла ни в какое сравнение с золотой лирой светоносного бога, и Пан проиграл. Один только царь Мидас, случайно оказавшийся на горе Тмол, отдал предпочтение Пану — за что и был награжден ослиными ушами.
К людям Пан относился дружелюбно, особенно к пастухам (и к их стадам). Но плохо приходилось тому, кто нарушал его сон: потревоженный Пан насылал на него жуткий, необъяснимый, ’’панический” страх. Этот страх был способен обратить в бегство даже целую армию, как это случилось с персами в битве под Марафоном в 490 г. до н. э. Благодарные афиняне создали святилище, посвященное Пану, оно находилось в пещере на северном склоне Акрополя, где оно и было найдено археологами в конце прошлого века.
Первоначально Пан обитал в лесах Аркадии, затем люди стали’ встречать его во всем греческом мире, а со временем и в римском, где он слился с древним богом Фавном. В древнейшие времена Пан был просто богом — покровителем лесов и пастухов, затем вырос в покровителя всей природы и в этом качестве пользовался особым почетом у деревенских жителей. Великий Пан умер вместе с античным миром и воскрес во времена Ренессанса; правда, из почитаемого бога он превратился в украшение аристократических парков. В эпоху барокко и рококо Пан попал во многочисленные дворцы и сады, где играл незавидную роль нынешних гипсовых гномов. Впрочем, самого Пана винить за это нельзя — так же, как за появление на свет бесчисленных панисков (младших Панов) или фавнов, хотя ему и приписывают их отцовство.
Античные изображения и небольшие статуи Пана, дошедшие до нас, насчитываются сотнями. Из статуй отметим ”Пан со свирелью” — греческую копию оригинала, созданного в 4 в. до н. э., эллинистическую скульптурную группу ”Пан и Дафнис” и римскую копию греческой скульптуры ”Пан и Олимп” 2 в. до н. э. Пожалуй, наиболее выдающееся поэтическое произведение в честь Пан содержится в ”Гомеровских гимнах” (6—5 вв. до н. э.).
Перечислять все произведения европейских мастеров, на которых встречается Пан (или Фавн), нет смысла. Вместе с нимфами, сатирами и прочими низшими божествами он присутствует чуть ли не на всех картинах художников Ренессанса, барокко и рококо (за исключением портретов). В 19 в. Пан изображался на картинах Бёклина, Бёрн-Джонса, Редона, Пан де Шаванна, а также чешского художника Швабинского. ”Пан” Врубеля (1899) находится в Третьяковской галерее в Москве. В 20 в. Пан — один из излюбленных персонажей у Пикассо. Кантату ’’Состязание между Фебом и Паном” написал в 1731 г. И. С. Бах.