Персефона — дочь Зевса и Деметры, супруга владыки царства мертвых Аида

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Персефона, греч., лат. — Прозерпина дочь Зевса и Деметры, супруга владыки царства мертвых Аида (Гадеса).

В мрачном загробном царстве Персефона зани­мала такое же положение, как Гера — на ясном Олимпе: вместе с Аидом она прави­ла душами мертвых и подземными богами: Персефона ревниво следила, чтобы ни одна душа не покинула их царство и чтобы каждый смертный вовремя попал в него; она была неумолима и безжалостна, как сам Аид. Она не любила ни людей, ни остальных богов, а так как симпатии и антипатии обычно бывают взаимными, боги и люди отвечали ей тем же.

Супругой Аида Персефона стала против своей воли, но вскоре привыкла к своему новому положению, поставившему ее на более вы­сокую ступень в иерархии богов. До этого повышения она была славной, милой де­вушкой, которая в обществе нимф Нисейской долины развлекалась танцами и пени­ем. Однажды на прогулке она сорвала цве­ток смерти, нарцисс; тут земля перед ней расступилась, из ее глубин появился бог Аид, подхватил ее и в буквальном смысле провалился сквозь землю вместе с Персефоной (О дальнейшем ходе событий подробно рас­сказано в статье ’’Деметра”.)

Строгая и неумолимая Персефона древних мифов со временем приобрела более умеренные, мягкие черты. Ее называли также Корой (т. е. девушкой, дочерью) — ведь она была любящей дочерью Деметры. Согласно бо­лее поздним мифам, Персефона присутствовала при вручении Триптолему первых зерен пшени­цы Деметрой. В царстве мертвых сердце Персефоны смягчилось один только раз: она расплака­лась, слушая песнь Орфея о его любви к Эвридике. Однажды Персефона стала пассивной геро­иней странной истории: в царство мертвых пришел царь лапифов Пирифой и потребо­вал, чтобы Аид уступил ему Персефону, он, мол, хочет на ней жениться. Разгневанный Аид навеки приковал его к каменному креслу (как и его спутника Тесея, которого, одна­ко, впоследствии освободил Геракл). В от­личие от традиционной версии, в поздних мифах Персефону называли матерью бога Загрея или супругой бога Иакха, т. е. двух богов, отождествляемых с Вакхом (Дионисом).

Первоначально греки почитали Персефону вместе с ее матерью Деметрой. Ежегодное нисхож­дение Персефоны в царство мертвых и последующее возвращение на землю символизировали зимнее умирание и весеннее воскресение природы. Самыми большими празднества­ми в честь Деметры и Персефоны являлись так называемые элевсинские мистерии, кото­рые из простых земледельческих праздни­ков развились в сложные и таинственные обряды, доступные лишь особо посвящен­ным. Целью этих обрядов было проник­новение в тайны человеческой жизни и по­смертной судьбы человека. Посвященные верили, что оживут после смерти так же, как из пшеничного зерна рождается новый колос. В отличие от Элевсина, в ряде горо­дов Персефону почитали и самостоятельно. В более поздние времена культ Персефоны сливался с культ­ом Гекаты, Кибелы, Г ей, а затем и Исиды. В Афинах ее почитали также под именем Басилеи, т. е. Царицы (загробного мира). Римляне называли ее Прозерпиной, ее суп­ругом назывался Плутон или Дис (Дит, Диспатер). У Прозерпины и ее супруга был общий подземный алтарь на Марсовом по­ле, но их культ в Риме не приобрел такого значения, как в Греции.

Античные художники изображали Персефону в двух обликах: в виде строгой владычицы царства мертвых или в. виде прекрасной молодой девушки (Коры). В первом облике предстает перед нами, например, ” Персефонана троне” — статуя 5 в. до н. э., во втором— Персефона на рельефе ’’Триптолем между Демет­рой и Корой”, найденном в Элевсине (шко­ла Фидия, 430—420 до н. э.).

Картины ’’Похищение Персефоны” написали Дю­рер (ок. 1500), Рембрандт (1632), Рубенс (1636—1638) и другие европейские худож­ники; одноименные скульптурные группы создали Бернини (1622), Жирардон (1699), Буазо (1786) и другие. В Вальдштейнском дворце в Праге — фреска ”Дис и Прозер­пина” работы Бьянко (1625—1630), во дворце Клам-Галласа в Праге — фреска ’’Деметра и П.” работы Карлоне (1727—1730).

’’Похищение Персефоны” — мифологический эпос александрийского грека Клавдия Клавдиа- на (4 в. н. э.) — одно из последних произ­ведений римской античной поэзии. Из про­изведений европейских поэтов назовем ’’Жалобу Цереры” Шиллера (1796; Церера была матерью Прозерпины), ’’Прозерпину” Пушкина (1824), ’’Гимн Персефоны” Врхлицкого (1895), эпос ”П.” Войковича (1918), ’’Час Прозерпины” Шальды (1920).

Оперу ’’Похищенная Прозерпина” напи­сал в 1630 г. Монтеверди, оперу ’’Прозер­пина” — Сен-Санс в 1887 г., симфоничес­кую поэму ’’Похищение Персефоны ” — Коварович в 1887 г., мелодраму ”Персефоны” написал Стра­винский в 1934 г. на текст А. Жида.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.