Продолжение статьи Азы Тахо-Годи о Гомере и его книгах «Илиада» и «Одиссея» (начало).
Каковы же мифологические причины Троянской войны? В VII—VI вв. до н. э. в Греции были известны так называемые киклические поэмы, а которых был представлен весь ход событий троянского круга («кикл», или цикл, значит круг) до и после «Илиады», а также и после «Одиссеи». Эти поэмы до нас не дошли, но мы обладаем их фрагментами, по которым восстанавливаются мифы о Троянской войне. Если проследить их логическое развитие, то приходится учитывать «земные» причины, где реальность — поход одного из греческих племен – ахейцев из Греции к побережью Малой Азии для завоевания богатых троянских земель — представлена мифологически как месть ахейцев за похищение Елены, супруги спартанского царя Менелая, троянским царевичем Парисом, сыном Приама. Но и этих «земных» причин было мало.
Существовали и «небесные» причины, якобы обусловившие войну. Главная из них — решение верховного бога Зевса и Геи-Земли уничтожить человеческий род за его нечестие. По этому замыслу рождает самая прекрасная женщина — Елена, дочь Зевса и богини мести Немесиды.
Елена как бы воплощает в себе возмездие богов миру героев, чрезмерно гордых, независимых и дерзких.
В киклических поэмах рассказывалось о причинах войны, похищении Елены, о походе на Трою и о ее десятилетней осаде, о разрушении Трои с помощью деревянного коня, о соперничестве героев и, наконец, о возвращении героев на родину.
«Илиада» повествует только о последнем, десятом годе войны, а более точно — о событиях 51 дня осады Трои. «Одиссея» же рассказывает о последнем, десятом годе странствий ее героев после падения Трои, причем здесь представлены заключительные эпизоды приблизительно последних 40 дней, а предшествующие приключения Одиссея рассказываются им самим.