Апис — греческое и римское имя Хапи, священного быка древних египтян.
Египетский культ Аписа греки объясняли мифом, согласно которому первый египетский царь Эпаф имел вид быка, так как Зевс превратил свою возлюбленную Ио, мать Эпафа, в корову, чтобы укрыть ее от глаз своей ревнивой супруги Геры.
Такое толкование чуждо египетским мифам. Почитание быка было в Египте составной частью древнейшего культа животных; священный бык Хапи считался воплощением бога Птаха, творца богов и людей, и символом плодородия.
Египетские жрецы выбирали этого быка самым тщательным образом. Бык должен был быть черный, с белым треугольником на лбу, с наростом (в виде скарабея) под языком, с разноцветными волосками в хвосте и т. д. Содержали его в особом «священном хлеву» при храме Птаха в Мемфисе (Меннофере). После смерти его мумифицировали и погребли в саркофаге в подземном могильнике поблизости от сегодняшней Саккары, которую греки называли Серапейон, а римляне — Серапеум.
Грекам и римлянам культ Аписа, или Хапи, не внушал симпатий; однако традиционная религиозная терпимость заставляла их относиться к нему уважительно. Завоевав Египет, Александр Македонский принес жертву Апису, в то время как, например, персидский царь Камбиз после покорения Египта убил Аписа.
В эллинистическую эпоху этот культ проник и на территорию Греции, как об этом свидетельствуют находки из Халкиды и Приены. Но широкого распространения он не получил.
Древнейшие изображения Хапи (Аписа) относятся к началу 3 тысячелетия до н. э.; очень много скульптур и картин, посвященных Апису и дошедших до нас, относятся к птолемеевской эпохе (4—1 вв. до н. э.). Несколько крупных и мелких скульптурных изображений Аписа было найдено и в Риме, куда в свое время тоже проникли египетские культы.
На фото: статуя Аписа в Греко-римском музее Александрии, Египет